Фэндом

SSH
Название:

Secure Shell

Уровень (по модели ВОС):

Прикладной

Семейство:

TCP/IP

Порт/ID:

22/TCP

Назначение протокола:

Удалённый доступ

Спецификация:

RFC 4251

Основные реализации (клиенты):

OpenSSH, PuTTY, SecureCRT

Основные реализации (серверы):

OpenSSH

SSH (англ. Secure Shell — «безопасная оболочка»[1]) — сетевой протокол прикладного уровня, позволяющий производить удалённое управление операционной системой и туннелирование TCP-соединений (например, для передачи файлов). Сходен по функциональности с протоколами Telnet и rlogin, но, в отличие от них, шифрует весь трафик, включая и передаваемые пароли. SSH допускает выбор различных алгоритмов шифрования. SSH-клиенты и SSH-серверы имеются для большинства сетевых операционных систем.

SSH позволяет безопасно передавать в незащищенной среде практически любой другой сетевой протокол, таким образом, можно не только удаленно работать на компьютере через командную оболочку, но и передавать по шифрованному каналу звуковой поток или видео (например, с веб-камеры)[2]. Также SSH может использовать сжатие передаваемых данных для последующего их шифрования, что удобно, например, для удаленного запуска клиентов X Window System.

Большинство хостинг-провайдеров за определенную плату предоставляют клиентам доступ к их домашнему каталогу по SSH. Это может быть удобно как для работы в командной строке, так и для удаленного запуска программ (в том числе графических приложений).

Стандарты и программные реализации Править

Первая версия протокола, SSH-1, была разработана в 1995 году исследователем Тату Улёнен из Технологического университета Хельсинки, Финляндия. SSH-1 был написан для обеспечения большей конфиденциальности, чем протоколы rlogin, telnet и rsh. В 1996 году была разработана более безопасная версия протокола, SSH-2, несовместимая с SSH-1. Протокол приобрел ещё большую популярность, и к 2000 году его использовало уже порядка двух миллионов пользователей.

В 2006 году протокол был утвержден рабочей группой IETF в качестве Интернет‐стандарта.

Однако, в некоторых странах (Франция, Россия, Ирак и Пакистан) до сих пор требуется специальное разрешение в соответствующих структурах для использования определенных методов шифрования, включая SSH. См. закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации».

Распространены две реализации SSH: собственническая коммерческая и бесплатная свободная. Свободная реализация называется OpenSSH. К 2006 году 80 % компьютеров сети Интернет использовало именно OpenSSH. Собственническая реализация разрабатывается организацией SSH Inc., она бесплатна для некоммерческого использования. Эти реализации содержат практически одинаковый набор команд.

Существуют две версии протокола SSH: SSH-1 и SSH-2. В первой версии протокола есть существенные недостатки, поэтому в настоящее время SSH-1 практически нигде не применяется.

Многие взломщики сканируют сеть в поиске открытого порта SSH, особенно адреса хостинг-провайдеров, обычно пытаясь подобрать пароль суперпользователя[источник?].

Протокол SSH-2 устойчив к атакам «man-in-middle», в отличие от протокола telnet. То есть, прослушивание трафика, «снифинг», ничего не дает злоумышленнику. Протокол SSH-2 также устойчив к атакам путем присоединения посредине (англ. session hijacking) и обманом сервера имен (DNS spoofing).

Поддержка SSH реализована во всех UNIX‑подобных системах, и на большинстве из них в числе стандартных утилит присутствуют клиент и сервер ssh. Существует множество реализаций SSH-клиентов и для не-UNIX ОС. Большую популярность протокол получил после широкого развития анализаторов трафика и способов нарушения работы локальных сетей, как альтернативное небезопасному протоколу Telnet решение для управления важными узлами.

SSH-серверы Править

  • OpenBSD: OpenSSH
  • Debian GNU/Linux: dropbear, lsh-server, openssh-server, ssh
  • MS Windows: freeSSHd, OpenSSH sshd, WinSSHD

SSH-клиенты и оболочки Править

  • Debian GNU/Linux: kdessh, lsh-client, openssh-client, putty, ssh
  • MS Windows и Windows NT: PuTTY, SecureCRT, ShellGuard, Axessh, ZOC, SSHWindows, ProSSHD
  • MS Windows Mobile: PocketPuTTy, mToken, sshCE, PocketTTY, OpenSSH, PocketConsole
  • Mac OS: NiftyTelnet SSH
  • Symbian OS: PuTTY
  • Java: MindTerm, AppGate Security Server
  • J2ME: MidpSSH

Для работы по SSH нужен SSH-сервер и SSH-клиент. Сервер прослушивает соединения от клиентских машин и при установлении связи производит аутентификацию, после чего начинает обслуживание клиента. Клиент используется для входа на удаленную машину и выполнения команд.

Для соединения сервер и клиент должны создать пары ключей — открытых и закрытых — и обменяться открытыми ключами. Обычно используется также и пароль.

Рекомендации по безопасности использования SSH Править

  1. Запрещение удаленного root-доступа.
  2. Запрещение подключения с пустым паролем или отключение входа по паролю.
  3. Выбор нестандартного порта для SSH-сервера.
  4. Использование длинных SSH2 RSA-ключей (2048 бит и более). По состоянию на 2006 год система шифрования на основе RSA считалась надёжной, если длина ключа не менее 1024 бит. *) (см. КОММЕНТАРИЙ В КОНЦЕ ТЕКСТА)
  5. Ограничение списка IP-адресов, с которых разрешен доступ (например, настройкой файрвола).
  6. Запрещение доступа с некоторых потенциально опасных адресов.
  7. Отказ от использования распространенных или широко известных системных логинов для доступа по SSH.
  8. Регулярный просмотр сообщений об ошибках аутентификации.
  9. Установка детекторов атак (IDS, Intrusion Detection System).
  10. Использование ловушек, подделывающих SSH-сервис (honeypots).

Примеры использования SSH Править

Команда подключения к локальному SSH-серверу из командной строки GNU/Linux или FreeBSD для пользователя pacify (сервер прослушивает нестандартный порт 30000):

$ ssh -p30000 pacify@127.0.0.1

Генерация пары SSH-2 RSA-ключей длиной 4096 бита программой puttygen под UNIX‐подобными ОС:

$ puttygen -t rsa -b 4096 -o sample

Некоторые клиенты, например, PuTTY, имеют и графический интерфейс пользователя.

Для использования SSH в Python существуют такие модули, как python-paramiko и python-twisted-conch.

SSH туннелирование Править

SSH туннель — это туннель, создаваемый посредством SSH соединения и используемый для шифрования туннелированных данных. Используется для того, чтобы обезопасить передачу данных в интернете (аналогичное назначение имеет IPsec). Особенность состоит в том, что не зашифрованный трафик какого-либо протокола шифруется на одном конце SSH соединения и расшифровывается на другом.

Практическая реализация может выполняться двумя способами:

  • Созданием Socks-прокси для приложений, которые не умеют работать через SSH-туннель, но могут работать через Socks-прокси
  • Использованием приложений, умеющих работать через ssh-туннель.

Техническая информация о протоколе Править

SSH — это протокол прикладного уровня (или уровня приложений). SSH-сервер обычно прослушивает соединения на TCP-порту 22. Спецификация протокола SSH-2 содержится в RFC 4251. Для аутентификации сервера SSH использует алгоритм Диффи — Хеллмана (DH). Для аутентификации клиента — шифрование с открытым ключом (оно сравнительно медленное). Для шифрования передаваемых данных — более быстрое симметричное шифрование. Среди алгоритмов шифрования с открытым ключом чаще всего используются RSA и DSA. Из симметричных алгоритмов — AES, Blowfish и 3DES. Целостность переданных данных проверяется с помощью CRC32 в SSH1 или HMAC-SHA1/HMAC-MD5 в SSH2.

Для сжатия шифруемых данных может использоваться алгоритм LempelZiv (LZ77), который обеспечивает такой же уровень сжатия, что и архиватор ZIP. Сжатие SSH включается лишь по запросу клиента, и на практике используется редко.

См. также Править

Примечания Править

  1. Вариант перевода из [1]
  2. Для этого используется Port Forwarding соединения TCP.

Ссылки Править

Стандарты
Программы терминального доступа
  • OpenSSH — свободная библиотека и набор утилит для поддержки шифрования, открытый код
  • PuTTY — популярный кроссплатформенный SSH-клиент
  • ShellGuard — SSH-клиент
  • SecureCRT — SSH-клиент
  • Сравнение SSH-клиентов (англ.)
  • MidpSSH (англ.) — SSH-клиент для мобильных телефонов
Программы доступа к файлам
Прочее
af:Secure Shell

ar:قشرة آمنة bg:SSH bs:Secure Shell ca:Secure Shell cs:Secure Shell da:SSH de:Secure Shell en:Secure Shell eo:SSH es:Secure Shell eu:Secure Shell fi:SSH fr:Secure shell gl:Secure shell he:Secure Shell hu:Secure Shell it:Secure shell ja:Secure Shell ko:시큐어 셸 lt:SSH mk:Secure Shell nl:Secure Shell no:Secure Shell pl:SSH pt:SSH simple:Secure Shell sk:Secure shell sl:Secure shell sv:SSH th:Secure Shell tr:SSH uk:Secure Shell vi:SSH zh:SSH

Также на Фэндоме

Случайная вики