Фэндом

N-ацетиласпартилглутамат
N-ацетиласпартилглутамат
Общие
Системат.
наименование
2-[(2-acetamido-3-carboxy-1-oxo

-propyl)amino]pentanedioic acid

Другие наименования  ?
Формула молекулы C11H16N2O8
SMILES
Отн. молекулярная
масса
304.253 а. е. м.
Состояние  ?
CAS 3106-85-2
Номер по классификации ООН  ?
Если не указано иное, данные приводятся
к стандартным условиям.
Ссылка на шаблон Вещество

N-ацетиласпартилглутамат (англ. N-acetylaspartylglutamate, сокр. NAAG) — дипептид, представляющий собой соединение N-ацетиласпартата (NAA) и глутамата. NAAG является третьим по распространенности нейромедиатором в нервной системе млекопитающих. NAAG образуется в процессе ферментативного синтеза, действует как агонист II группы метаботропных глутаматных рецепторов, в особенности рецептора mGluR3, и расщепляется в синаптической щели NAAG-пептидазами (GCPII, GCPIII) на исходные вещества: NAA и глутамат.

Определение уровня NAAG in vivo возможно с помощью магнито-резонансной спектроскопии. Описан метод дифференциации NAAG от NAA на МРТ мощностью 3 Тесла.[1]

История Править

Curatolo et al. обнаружили NAAG в нервной системе млекопитающих в 1965 году,[2] однако, будучи нейропептидом, он изначально не был причислен к нейромедиаторам и считался промежуточным продуктом метаболизма. Лишь 20 лет спустя, в середине 1980-х, возобновились исследования роли NAAG. Оказалось, что это вещество имеет все характерные свойства нейромедиаторов: концентрируется в нейронах и синаптических пузырьках, выделяется из аксональных окончаний под воздействием кальция после инициации потенциала действия, подлежит внеклеточному гидролизу пептидазами.[3]

Примечания Править

  1. Edden RA, Pomper MG, Barker PB (2007). "In vivo differentiation of N-acetyl aspartyl glutamate from N-acetyl aspartate at 3 Tesla". Magnetic resonance in medicine : official journal of the Society of Magnetic Resonance in Medicine / Society of Magnetic Resonance in Medicine 57 (6): 977–82. DOI:10.1002/mrm.21234. PMID 17534922.
  2. CURATOLO A, D ARCANGELO P, LINO A, BRANCATI A (1965). "DISTRIBUTION OF N-ACETYL-ASPARTIC AND N-ACETYL-ASPARTYL-GLUTAMIC ACIDS IN NERVOUS TISSUE". J. Neurochem. 12: 339-42. PMID 14340686.
  3. Neale JH, Bzdega T, Wroblewska B (2000). "N-Acetylaspartylglutamate: the most abundant peptide neurotransmitter in the mammalian central nervous system". J. Neurochem. 75 (2): 443-52. PMID 10899918. ("N-ацетиласпартилглутамат: самый распространённый пептидный нейромедиатор в ЦНС млекопитающих", обзорная статья) полный текст в открытом доступе(англ.)

en:N-Acetylaspartylglutamic acid

Также на Фэндоме

Случайная вики