ФЭНДОМ

Lucifer — проект фирмы IBM 70-х годов по созданию криптоустойчивого блочного шифра. В проекте участвовали, ставшие позднее известными криптографами Хорст Фейстель (англ. Horst Feistel) и Дон Копперсмит (англ. Don Coppersmith). Развития «Люцифера» привело к созданию алгоритма DES.

Файл:S-chooser.png
Файл:Lucifer v1.png
Файл:Ones Propagation.png

Первая версия алгоритма использовала блоки и ключи длиной по 48 бит и основывалась на SP-сетях. Последующая модификация алгоритма была запатентована в ноябре того же года (US Patent 3,796,830; Nov 1971), и использовала сеть Фейстеля. В патенте содержится как описание собственно самого алгоритма, так и сети Фейстеля. В этом шифре использовались 64-х разрядные ключи и 32-х битные блоки. И, наконец, последняя версия предложена в 1973 году и оперировала с 128-мибитными блоками и ключами.

Структура алгоритма Люцифер образца июня 1971 года представляет из себя «сендвич» из слоёв двух типов, используемыех по очереди - так называемые SP-сети(или подстановочно-перестановочная сеть). Первый тип слоя — P-блок разрядности 128 бит, за ним идёт второй слой, представляющий из себя 32 модуля, каждый из которых состоит их двух четырёхбитных S-блоков, чьи соответствующие входы закорочены и на них подаётся одно и то же значение с выхода предыдущего слоя. Но сами блоки подстановок различны(отличаются таблицами замен). На выход модуля подаются значения только с одного из S-блоков, какого конкретно определяется одним из битов в ключе, номер которого соответствовал номеру S-блока в структуре. Упрощённая схема алгоритма меньшей разрядности и неполным числом раундов приведена на рисунке. В ней используется 16 модулей выбора S-блоков(всего 32 S-блока), таким образом такая схема использует 16-битный ключ.

Рассмотрим теперь, как будет меняться шифротекст, в приведённом выше алгоритме, при изменении всего одного бита. Для простоты возьмём таблицы замен S-блоков такими, что если на вход S-блока подаются все нули, то и на выходе будут все нули. В силу нашего выбора S-блоков, если на вход шифрующего устройства подаются все нули, то и на выходе устройства будут все нули. В реальных системах такие таблицы замен не используются, так как они сильно упрощают работу криптоаналитика, но в нашем примере они наглядно иллюстрируют сильную межсимвольную взаимосвязь при изменении одного бита шифруемого сообщения. Видно, что благодаря первому P-блоку единственная единица сдвигается перемещается в центр блока, затем следующий нелинейный S-блок «размножает» её, и уже две единицы за счёт следующего P-блока изменяют своё положение и т.д. В конце устройства шифрования, благодаря сильной межсимвольной связи, выходные биты стали сложной функцией от входных и от используемого ключа. В среднем на выходе половина бит будет равна «0» и половина «1».

По своей сути сеть Фейстеля является альтернативой SP-сетям и используется намного шире. С теоретической точки зрения раундовая функция шифрования может быть сведена к SP-сети, однако сеть Фейстеля является более практичной, так как шифрование и дешифрование может вестись одним и тем же устройством, но с обратным порядком используемых ключей. Вторая и третья версия алгоритма(использующие сеть Фейстеля) оперировали над 32-битными блоками с 64-битным ключом и 128-битными блоками со 128-битными ключами. В последней(третьей) версии раундовая функция шифрования была устроена очень просто — сначала шифруемый подблок пропускался через слой 4-битных S-блоков(аналогично слоям в SP-сетях, только S-блок является константным и не зависит от ключа), затем к нему по модулю 2 добавлялся раундовый ключ, после чего результат пропускался через P-блок.

Ссылки Править

de:Lucifer (Kryptographie) en:Lucifer (cipher) fr:Lucifer (cryptographie) ko:루시퍼 (암호) nl:Lucifer (algoritme) pl:Lucifer_(Szyfr_blokowy)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики