Фэндом

25-й кадр (сублиминальная реклама, Subliminal message) — якобы эффективная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд на одном из кадров (или между кадрами) скрытой рекламы.

Принцип действия Править

Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, минуя сознание, воздействует сразу на подсознание.

В момент смены кадра кинопроектор закрывает объектив шторкой, чтобы не было мерцания на экране. Пока шторка 1-го аппарата закрыта, 2-й кинопроектор открывает свою шторку и показывает пресловутый «25»-й кадр, то есть кадр демонстрируется зрителю, так же, как и кино, ровно 24 раза в секунду. Длительность и яркость «25»-го кадра занижены по сравнению с фильмом.

В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» рекламный кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа. Простая аналогия: трудно различить речь отдельных людей в шумной толпе, но плач ребёнка отчётливо слышен на этом фоне.

История Править

В 1957 году Джеймс Вайкери (James Vicary) заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа триллера «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте поп-корн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра (по заявлению Вайкери) повысилась на 17 %, а поп-корна — на 50 %. Затем Джеймс Вайкери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.

Сообщения в СМИ привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Вайкери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Вайкери устроил несколько демонстраций, которые не привели к желаемому результату. Испытуемые не ощущали особого желания исполнять сублимируемые им команды.

В 1958 году Advertising Research Foundation потребовал от Вайкери предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, на что получил отказ.

Реакция СМИ Править

Этот эксперимент породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде идей «25-й кадр»: правда и вымыслы.

Позднее американский публицист Брайан Ки привлёк внимание общественности к возможности использования 25-го кадра не только в кино и телевидении, но и в рисунках, фотографиях и даже рекламных объявлениях. Он утверждал, что такая методика используется повсеместно рекламными агентствами, торговыми корпорациями и Федеральным правительством.

Впрочем, в журнале New Scientist утверждается, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает Subliminal advertising may work after all. Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время, намного превышающее 1/25 с (ориентировочно 0,3—0,4 с). Испытуемые не просто наблюдали бессмысленный видеоряд, а должны были подсчитывать число букв в мелькавших словах.

Править

Возрождение в России Править

В 1990-е годы — с опозданием почти на 40 лет — усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Газетные статьи перепечатывались столько раз, что мало у кого возникали сомнения в их истинности. Более того, были даже приняты соответствующие законы.

Видеотерапия Править

Эффект 25-го кадра применяется при лечении наркомании и алкоголизма. Видеотерапия состоит их нескольких этапов:

  • Иглоукалывание или электропунктура. Воздействие на точки человеческого тела, способствующие внушаемости.
  • Гипноз.
  • Киносеанс. Сопровождается легкой музыкой. Видеофильм состоит из набора нескольких цифр, в который на 25 кадре входит цифра, которую выбрал пациент в зависимости от того, на какой период он расчитывает воздерживаться от приема спиртоного или наркотиков. Фильм длится в среднем полторы минуты.

Весь сеанс занимает 40 минут.

Также эффект 25-го кадра применяется для снятия нервного напряжения и лечения функциональных расстройств. Эта методика разработана российскими учеными из Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

Закон Править

В Японии приветствуется использование 25-ых кадров. В этой стране они применяются для пропаганды здорового образа жизни. В США сублиминальная реклама запрещена с конца 1950-х годов.Неизбежное зло или…, Вера-Эском, март 2003 В российском законодательстве Ст. 10 Федерального закона «О рекламе» № 108-ФЗ от 18.07.95 (в редакции от 21.07.2005); п. 9 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006) использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено, однако некоторые телекомпании несколько раз были уличены в использовании 25-го кадра.

Законом Украины «О телевидении и радиовещании» Закон України «Про телебачення і радіомовлення», ст. 6 п. 3 запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».

Обвинения в использовании 25-го кадра Править

  • Екатеринбургская телекомпания АТН («Авторские телевизионные новости») использовала вставки с фразой: «Сиди смотри только АТН». Российские рекламщики пользуются 25-м кадром, «Страна.ru», 25 июня 2002
  • Во время парламентских выборов на Украине (2006) руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарёв заявил об использовании блоком «Наша Украина» так называемого «25-го кадра» в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда», продемонстрированном 10 марта на Первом национальном канале. По его словам, на протяжении всей ленты пять раз по три кадра появляется изображение черепа. Блок «Наша Украина», в свою очередь, опроверг через свою пресс-службу обвинения, назвав череп спецэффектом, упрекнув Партию регионов в раздувании псевдосенсаций для отвлечения внимания от компрометирующих фактов, приведённых в фильме Ющенко обвинили в использовании «25 кадра» с человеческим черепом, polit.ru, 16 марта 2006. При замедленном просмотре видно, что изображение черепа проявлялось в виде вспышки при смене сюжетов и занимало более одного кадра в каждом случае, то есть не являлось 25-м кадром как таковым.

Интересные факты Править

  • В 1982 году в США была выпущена серия видеокассет, в которой использовались 25-е кадры со скрытой надписью «Не воруй!». Утверждается, что число краж в магазинах снизилось почти на 50 % // Газета «Аргументы и факты», 23 октября 2003:«Зачем нам 25-й кадр?».
  • Джордж Буш использовал эффект 25-го кадра (реклама медицинской реформы) в своём предвыборном видеоролике.// Сайт «Утро.ru»: «25-й кадр кандидата Буша»// В этом ролике демократов сравнивали с бюрократами, а на 25-м кадре использовали слово «Крысы»// Выборы: Alter ego, «Зеркало недели»
  • Московский ВНИИТР разработал прибор, выявляющий, среди прочего, «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале.
  • В фильме «Бойцовский клуб», помимо явных моментов использования 25 кадра (длительностью более кадра — сознание легко фиксирует, да и по сюжету о них говорится) используется и неявные вставки (о которых не говорится в сюжете, длительностью в кадр).

Кинотехника Править

В середине XX века был распространён миф о том, что человеческий мозг якобы может воспринять лишь 24 кадра в секунду — а 25-й кадр, если его вставить в воспроизведение, якобы будет восприниматься человеком на подсознательном уровне. Из этого заблуждения были сделаны выводы об эффективности «феномена 25-го кадра» в различных видах внушения и подсознательного воздействия (например, в целях политической пропаганды, коммерческой рекламы, при обучении иностранным языкам, лечении от наркозависимости и пр.). Здесь важно подчеркнуть, что верхняя пороговая частота мелькания, воспринимаемая человеческим мозгом, в среднем составляет 39—42 герца и индивидуальна для каждого человека. Поэтому все вымыслы о влиянии 25-го кадра на подсознание человека не имеют отношения к реальности.

Весь фокус в том, что применить «25 кадр» возможно только в кинотеатрах — он показывается в момент смены кадра, когда основное изображение перекрыто обтюратором. Как известно, один и тот же кадр показывается дважды, причём продолжительность стояния кадра и чёрного поля должны быть одинаковыми, только для этого случая действительна выбранная в кинематографе «критическая частота мельканий» не ниже 48 Гц. В этом случае показанный лишь один раз в секунду «25-й кадр» будет незаметен зрителю. В телекартинку невозможно вставить уже «26-й кадр» на чёрное поле, в этот момент происходит обратный ход луча развёртки. Вставка же кадра в телекартинку вместо кадра полезного изображения вызывает неприятные ощущения и позволяет быстро определить наличие «25 кадра», что и произошло на Украине с видеоклипом «Если не будет гражданской войны».

Внешние ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики