Фэндом

Электромагнитная безопасность - часть гигиенической науки, исследующая действие ЭМП от источников электромагнитного излучения на здоровье человека.

Общие сведенияПравить

Излучения электромагнитного диапазона при определённых уровнях могут оказывать отрицательное воздействие на организм человека, животных и других живых существ, а также неблагоприятно влиять на работу электрических приборов. Различные виды неионизирующих излучений (электромагнитных полей, ЭМП) оказывают разное физиологическое воздействие. На практике выделяют диапазоны магнитного поля (постоянного и квазипостоянного, импульсного), ВЧ- и СВЧ-излучений, лазерного излучения, электрического и магнитного поля промышленной частоты от высоковольтного оборудования, СВЧ-излучения и др..

В связи со всё большим распространением источников ЭМП в быту (СВЧ-печи, мобильные телефоны, теле-радиовещание) и на производстве (оборудование ТВЧ, радиосвязь), большое значение приобретает нормирование уровней ЭМП.

Нормирование уровней ЭМП проводится раздельно для рабочих мест и санитарно-селитебной зоны.

Влияние ЭМП на живые существа и санитарно-гигиеническое нормирование Править

Существуют национальные и международные гигиенические нормативы уровней ЭМП, в зависимости от диапазона, для селитебной зоны и на рабочих местах.

Оптический диапазонПравить

Существуют гигиенические нормы освещённости; также разработаны нормативы безопасности при работе с лазерным излучением.

РадиоволныПравить

Допустимые уровни электромагнитного излучения (плотность потока электромагнитной энергии) отражаются в нормативах, которые устанавливают государственные компетентные органы, в зависимости от диапазона ЭМП. Эти нормы могут быть существенно различны в разных странах.

Параллельное развитие гигиенической науки в СССР и западных странах привело к формированию разных подходов к оценке действия ЭМИ. Для части стран постсоветского пространства сохраняется преимущественно нормирование в единицах плотности потока энергии (ППЭ), а для США и стран ЕС типичным является оценка удельной мощности поглощения (SAR).

Нахождение в зоне с повышенными уровнями ЭМП в течение определённого времени приводит к ряду неблагоприятных последствий: наблюдается усталость, тошнота, головная боль. При значительных превышениях нормативов возможны повреждение сердца, мозга, центральной нервной системы. Излучение может влиять на психику человека, появляется раздражительность, человеку трудно себя контролировать. Возможно развитие трудно поддающиеся лечению заболеваний, вплоть до раковых. В частности, корреляционный анализ показал прямую средней силы корреляцию заболеваемости здлкачественными заболеваниями головного мозга с максимальной нагрузкой от ЭМИ даже от использования такого маломощного источника, как мобильные радиотелефоны. В.Н.Дунаев "Электромагнитные излучения и риск популяционному здоровью при использовании средств сотовой связи" //Гигиена и санитария, №6, 2007, с. 56-57. Эти данные не должны быть причиной для радиофобии, однако очевидна необходимость в существенном углублении сведений о действии ЭМИ на живые организмы.

В России действуют СанПиН 2.2.4.1191—03 Электромагнитные поля в производственных условиях, на рабочих местах. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, а также гигиенические нормативы ГДР(ПДУ) 5803-91 (ДНАОП 0.03-3.22-91) Предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия электромагнитных полей (ЭМП) диапазона частот 10 - 60 кГц Промышленное электроснабжение 50 Гц [1] [2]

Выделяют, в частности: • временные допустимые уровни (ВДУ) ослабления геомагнитного поля (ГМП); • ПДУ электростатического поля (ЭСП); • ПДУ постоянного магнитного поля (ПМП); • ПДУ электрического и магнитного полей промышленной частоты 50 Гц (ЭП и МП ПЧ); • ПДУ электромагнитных полей в диапазоне частот > 10 кГц -30 кГц; • ПДУ электромагнитных полей в диапазоне частот s 30 кГц -300 ГГц.

  • ДВ - километровые волны, частоты от 30 кГц до 300 кГц, способны огибать препятствия за счёт дифракции
  • СВ - средние волны, частоты от 300 кГц до 3 МГц
  • КВ - короткие волны, частоты от 3 МГц до 30 Мгц, способны отражатся от ионосферы
  • УКВ - ультракороткие метровые волны, частоты от 30 МГц до 300 МГц
  • УВЧ - ультравысокочастотные дециметровые волны, частоты от 300 МГц до 3 ГГц, проникают сквозь ткани организма
  • СВЧ - сверхвысокочастотные сантиметровые и милиметровые волны, частоты от 3 ГГц до 30 ГГц
  • КВЧ - крайне высокочастотное излучение — миллиметровые волны, частоты от 30 ГГц, до 300 ГГц, способны проникать сквозь стены

Мобильные телефоны и базовые станцииПравить

Допустимые уровни излучения базовых станций мобильной связи (900 и 1800 МГц, суммарный уровень от всех источников) в санитарно-селитебной зоне в некоторых странах заметно различаются:

Украина: 2,5 мкВт/кв.см. (самая жесткая санитарная норма в Европе)
Россия, Венгрия: 10 мкВт/кв.см.
США, Скандинавские страны: 100 мкВт/кв.см.

Временно допустимый уровень (ВДУ) от мобильных радиотелефонов (МРТ) в России определён 3 мкВт/см2.

"Современные представления о биологическом действии ЭМИ от (МРТ) не позволяют прогнозировать все неблагоприятные последствия, многие аспекты проблемы не освещены в современной литературе и требуют дополнительных исследований. В связи с этим, согласно рекомендациям ВОЗ, целесообразно придерживаться предупредительной политики, т.е. максимально уменьшить время использования сотовой связи [1]."[3], [4]. Вклад устройств мобильной связи в общую электромагнитную нагрузку населения оценивается в России общим значением 70% (там же, с.57).

Тонкие механизмы воздействия ЭМИ на человека рассматриваются, в частности, в обзоре В.С. Белокриницкого (2007) (файл 900кБ) [5].

Проникающая неионизирующая радиацияПравить

Допустимые нормативы регулируются нормами радиационной безопасности - НРБ-99.

  • Рентгеновское излучение — частоты 3 * 1016 Гц до 3 * 1030 Гц. Доказано, что при превышении допустимых норм облучения излучение губительно действует на живые клетки.

Контроль за электромагнитной безопасностьюПравить

Контроль за уровнями ЭМП возложен на органы санитарного надзора и инспекцию электросвязи, а на предприятиях - на службу охраны труда.

Предельно-допустимые уровни ЭМП в разных радиочастотных диапазонах различны [6].

Влияние ЭМП на радиотехнические устройстваПравить

Существует административные и контролирующие органы - инспекция по радиосвязи (на Украине, например, Укрчастотнадзор), которая регулирует распределение частотных диапазонов для различных пользователей, соблюдение выделенных диапазонов, отслеживает незаконное пользование радиоэфиром.

Защита от действия ЭМППравить

1. Экранирование (активное и пассивное; источника электромагнитного излучения или же объекта защиты; комплексное экранирование). 2. Удаление источников из ближней зоны; из рабочей зоны. 3. Конструктивное совершенствование оборудования с целью снижения используемых уровней ЭМП, общей потребляемой и излучаемой мощности оборудования. 4. Ограничение времени пребывания операторов или населения в зоне действия ЭМП.

См. такжеПравить

  • Радиобиология неионизирующих излучений

ЛитератураПравить

  • Кудряшов Ю.Б., Перов Ю.Ф. Рубин А.Б. Радиационная биофизика: радиочастотные и микроволновые электромагнитные излучения. Учебник для ВУЗов. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. - 184 с. - ISBN 978-5-9221-0848-5
  • С.М.Аполлонский. Справочник по расчёту электромагнитных экранов. Ленинград, 1988

Также на Фэндоме

Случайная вики