ФЭНДОМ

Чифи́рь или чифи́р — напиток, получаемый вывариванием высококонцентрированной заварки чая. Обладает психоактивным действием, в некотором роде является наркотическим веществом, вызывающим лёгкую зависимость. Иногда «чифирем» в переносном смысле называют просто очень крепко заваренный чай, чтобы подчеркнуть его крепость.

Происхождение слова Править

Один из вариантов происхождения слова — от «чихирь» — крепкого кавказского вина [1]. Другой вариант — происхождение от сибирского областного слова «чихирь» — испорченного, скисшего вина; вообще любого дурманящего вещества неясного, тёмного (по цвету) происхождения и вида[2]. В. Похлёбкин приводит вариант происхождения от слова «чагир» которым назывались в Восточной Сибири чайные суррогаты[3]

Приготовление чифиря Править

Поскольку чифирь является традиционно тюремным напитком, то его приготовление и употребление связано с большим количеством внутритюремных обычаев.

Обычной «дозой» на одного человека является 2-3 столовые ложки (один спичечный коробок) мелколистового чая или чуть больше крупнолистового. Обычно для чифиря применяется недорогой чёрный чай (из-за больших объёмов потребления); если же доступен только зелёный чай, то его берут несколько больше, чем чёрного.

Заваривают чифирь следующим образом: в кипящую воду сверху, без перемешивания, засыпается чай, причём так, чтобы он остался на поверхности. Заварочный сосуд закрывают и дают настояться 10-15 минут (до полного опускания чаинок на дно). Далее его фильтруют через ситечко и употребляют практически сразу, горячим.

Для усиления эффекта чифирь ещё раз или два доводят практически до кипения (главное — не дать закипеть), давая после каждого раза чаинкам заново осесть на дно.

Бытует мнение[источник?], что добавление сахара в чифирь может вызвать спазм сосудов и, как следствие, резкое повышение пульса и артериального давления, головную боль, тахикардию и даже инфаркт миокарда. Однако некоторые любители чифиря употребляют[источник?] его с добавлением сахара, и подобные эффекты не наблюдаются.

Эффект чифиря Править

Эффект наступает через 10-15 минут после употребления и может продолжаться несколько часов. Он выражается в изменении психического состояния: наступлении возбуждения, жажды деятельности, приливе энергии, изменении сознания. Эффект схож с действием других лёгких психостимуляторов.

Чтобы эффект от чифиря был полным, принимать пищу можно только через полчаса после кругового чаепития, а лучше — через 40-50 минут. Если это правило не соблюдать, можно серьезно повредить здоровью, например долгое время мучиться от запоров.

Побочные эффекты Править

Эффект действия чифиря связан не только с повышенным содержанием в нём кофеина (в крепком кофе кофеина содержится не меньше). Химический состав чифиря резко отличается от состава нормально заваренного чая: из-за длительного и неоднократного прогревания теин разрушается, переходя в другие органические соединения, а в настой из листьев чая выводится максимум алкалоидов, а так же аденин и гуанин, которые присутствуют в листьях, но при обычных способах заваривания чая остаются нерастворимыми и в настой практически не попадают. Именно они (в особенности гуанин), а также разрушенный кипячением теин большей частью ответственны за отрицательные эффекты применения чифиря.

В итоге «чифирь» представляет собой концентрат вредных алкалоидов (в их числе гуанин, а также разрушенный теин), которые в совокупности оказывают разрушительное действие на центральную нервную систему. Таким образом, по химическому составу «чифирь» не имеет ничего общего с чаем, даже самым крепкозаваренным.[3]

Чифирь вызывает сокращения гладкой мускулатуры кишечника, что влечёт позывы к дефекации. Кроме того, нередко наблюдаются головная боль, тахикардия, сердечные боли, повышение пульса и давления. Также чифирь, особенно у новичков, может вызвать тошноту, рвотные позывы и даже рвоту.

По окончании действия наступает сонливость, подавленность и раздражительность.

При продолжительном приёме наступает зависимость, выражаемая в головных болях и депрессии, снимаемых очередным приёмом чифиря или вещества, содержащего кофеин.

Парадоксальное действие Править

Как и другим стимуляторам, чифирю присуще т. н. «парадоксальное действие». Выражается оно в том, что вместо прилива бодрости наступает подавленность, слабость, сонливость. Парадоксальное действие не настолько часто, чтобы являться определяющим, но тем не менее его возможность нельзя исключать. Направление и сила физиологического действия чифиря зависит от индивидуальных особенностей организма, а также от его состояния.

Чифирь в тюрьмах Править

Некоторые заключённые за продолжительное время пребывания в тюрьмах не могут отделаться от привычки и продолжают его пить после освобождения. При резком прекращении употребления у такого человека возникает острое желание снова выпить настой.

Считается, что без чая в тюрьме невозможно полноценное общение. Все важные вопросы решаются с кружкой, передаваемой по кругу всем участникам разговора.

В тюрьмах обычно чифирят два раза в день, иногда — три раза, но это считается непомерной роскошью, к тому же при слишком частом потреблении чифиря легко получить передозировку, а в итоге головную боль, спазмы кишечника, рвоту, перевозбуждение или апатию.

Примечания Править

  1. «Чай, чифирь, купец», Tea.ru
  2. Кулинарный словарь, статья «Чифирь»
  3. 3,0 3,1 В. Похлёбкин. Чай, его история, свойства, употребление.
en:Chifir'

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики