Фэндом

Центра́льное разве́дывательное управле́ние (ЦРУ, Central Intelligence Agency) — агентство Федерального правительства США, основной функцией которого является сбор и анализ информации о деятельности иностранных правительств, организаций и граждан. Основной орган внешней разведки США.

Штаб-квартира ЦРУ находится в расположенном недалеко от Вашингтона городе Лэнгли, штат Вирджиния.

ЦРУ входит в Разведывательное сообщество США, которым руководит Директор национальной разведки.

История Править

Центральное разведывательное управление было создано в 1947 году после принятия Закона о национальной безопасности, подписанного президентом Труменом. http://www.intelligence.gov/0-natsecact_1947.shtml

ЦРУ было создано на основе Управления стратегических служб, действовавшего во время Второй мировой войны, и приняло на себя все функции УСС. Первым директором ЦРУ был назначен контр-адмирал Роскоу Хилленкоттер.

В 1949 году был принят Закон о ЦРУ.

Структура Править

  • Директор ЦРУ. Назначается Президентом США при одобрении Сенатом. Подчиняется непосредственно Директору национальной разведки. В настоящее время пост директора ЦРУ занимает Майкл В. Хайден (Michael V. Hayden).
  • Заместитель директора ЦРУ
Осуществляет функции директора, когда должность директора вакантна, либо когда директор отсутствует на рабочем месте. В настоящее время эту должность занимает Стивен Р. Кейпс (Stephen R. Kappes).
  • Помощник заместителя директора ЦРУ
Данная должность была создана 5 июля 2006 года. Помощник заместителя директора осуществляет все функции, которые раньше лежали на исполнительном директоре ЦРУ. В настоящее время эту должность занимает Майкл Дж. Морел (Michael J. Morell).
  • Помощник директора ЦРУ по военной поддержке

Директораты и офисы Править

  • Разведовательный директорат занимается обработкой и анализом полученной развединформации.
Руководитель — директор по разведке (в настоящее время — Джон А. Кринген (John A. Kringen)).
  • Национальная секретная служба (бывший оперативный директорат) решает задачи, связанные со сбором информации агентурной разведкой, организует и проводит тайные операции.
Руководитель — директор национальной секретной службы (в настоящее время — Майкл Салик (Michael Sulick)).
  • Научно-технический директорат проводит исследования и разработку технических средств сбора информации.
В настоящее время должность руководителя директората занимает Стефани Л. О’Салливан (Stephanie L. O’Sullivan).
  • Директорат снабжения
Руководитель — директор по снабжению (в настоящее время — Скотт Уайт (Scott White)).
  • Центр изучения разведки занимается хранением и изучением исторических материалов ЦРУ.
Руководитель — директор центра изучения разведки (в настоящее время — Кармен А. Медина (Carmen A. Medina)).
  • Офис главного юрисконсульта
Руководитель — главный юрисконсульт (в настоящее время — Джон А. Риццо (John A. Rizzo)). Сотрудники данного отдела следят за соблюдением работниками Управления Конституции и законов, действующих правил и инструкций.
  • Офис генерального инспектора
Руководитель — генеральный инспектор. Назначается Президентом США при одобрении Сенатом. Независим от других отделов и офисов, подчиняется напрямую директору ЦРУ. Осуществляет инспекции, расследования и аудит в штаб-квартире ЦРУ, на местах, и в зарубежных отделениях Управления. Каждые полгода готовит для директора ЦРУ отчет, который тот предоставляет Комитету по разведке Конгресса США.
  • Офис общественных связей
Руководитель — директор по связям с общественностью (в настоящее время — Марк Мансфилд (Mark Mansfield)).
  • Офис по военным делам оказывает поддержку в сфере разведки вооруженным силам США.

Подготовка агентов Править

Для обучения и подготовки своих агентов ЦРУ имеет два тренировочных центра. Главный — The Farm (Ферма) — находится на армейской базе Кэмп-Пири, штат Вирджиния. Второй центр — The Point — находится в Харвей-Пойнт, штат Северная Каролина.

Вербовка Править

Американская теория вербовки в корне отличается от советской (российской). Если КГБ предпочитало жестко контролировать и всегда вербовать своих агентов, то ЦРУ вербовало лишь ключевых агентов, а остальные являлись «сочувствующими», которые поставляли менее ценные данные, зато из них нельзя было сделать двойных агентов. ЦРУ по-началу уступало КГБ в разлагающей деятельности на территории враждебного государства, однако к 80-м годам успешно завербовала нескольких агентов в Кремль, воспользовавшись прежде всего, несменяемостью советской политической элиты.

Возможное применение пыток Править

В декабре 2007 году ЦРУ признало, что уничтожило две кассеты с видеозаписью допросов подозреваемых. Как заявили в ЦРУ, процедура была «очень жёсткой», директор ЦРУ Майкл Хейден, ссылаясь на мнение службы собственной безопасности самого ЦРУ, утвреждает, что методы были «легальными». По мнению правозащитников, ЦРУ уничтожило доказательства, которые компрометируют её сотрудников. Американский союз борьбы за гражданские свободы по этому поводу заявил: «уничтожение этих кассет стало частью масштабного и долгосрочного процесса использования исполнительной власти с целью избавить отдельных граждан от криминального преследования за пытки и злоупотребление служебным положением».[1]

В феврале 2008 года Майкл Хейден признал, что его сотрудники применяли на допросах метод, заключающийся во временном погружении подозреваемого в воду, с целью достижения эффекта «захлёбывания». Правозащитники назвали применение подобной процедуры пыткой, хотя ЦРУ называет это «более жёстким методом допроса». В конгрессе США было выдвинуто предложение о запрете для ЦРУ применять данный метод. Однако президент Джордж Буш заявил, что наложит вето на закон об этом.[2]

Оба основных претендента на пост президента США (Барак Обама и Джон МакКейн) выступают против применения пыток.

Образ в масс-медиа Править

Деятельность ЦРУ отражена в многочисленных романах и кинофильмах. Например, актер Роберт Редфорд сыграл агентов ЦРУ в фильмах «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, 1975) и «Шпионские игры» (Spy Game, 2001). Голливуд часто передаёт образ ЦРУ как некой сверхорганизации, которая может всё. Методы финансирования тайных операций ЦРУ показаны в фильме «Война Чарли Уилсона» (2007).

См. также Править

  • Операция PBSUCCESS
  • Секретные тюрьмы ЦРУ
  • Шпионопедия
  • Энрико Маттеи
  • Пособие ЦРУ по проведению допросов

Ссылки Править

Критика Править

Также на Фэндоме

Случайная вики