Фэндом

Хаома (авест., от hav-, «выжимать»), хаума — в древнеиранской (до-зороастрийской) религии обожествленный галлюциногенный напиток, божество, персонифицирующее этот напиток, и растение, из которого он изготовлялся. Все три воплощения хаома образуют несомненное единство. Культ хаома восходит к древнеиранскому периоду, образ хаома имеет точное соответствие с индийским Сома в ведическом культе Индии. Использовался для религиозных обрядов. Осужден Заратустрой.

Наиболее полные данные о хаома содержатся в «Авесте», прежде всего в «Яште о Хаома» («Хом-Яшт», «Ясна», 9), следы хаома обнаруживаются и в иных иранских традициях. Высказывается мнение, что, по крайней мере, часть скифов и сарматов почитала хаому. Несмотря на то, что существует ряд гипотез о растении, из которого мог быть изготовлен напиток сома-хаома (кузьмичева трава, конопля, гриб мухомор, ревень, эфедра и др.), ничего определенного о растении хаома сказать нельзя.

Другое название напитка хаома в «Авесте» — мада. Растет древо жизни хаома у подножия мировой горы Хукарьи, посреди озера Ворукаша или рядом с ним, у источника Ардви, его охраняет рыба Кара («Бундахишн», «Меног-и Храт»).

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики