Фэндом

</td>
   </tr>
Тёрнера раскидистая
Тёрнера раскидистая
Тёрнера раскидистая (дамиана)
Научная классификация
Царство: Шаблон:Taxobox conversion
Отдел: Покрытосеменные
Класс: Двудольные
Порядок: Мальпигиецветные
Семейство: Тёрнеровые
Род: Тёрнера
Вид: Тёрнера раскидистая
Латинское название
Turnera diffusa Willd. ex Schult. (1820)

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Систематика
на Викивидах

Изображения
на Викискладе
ITIS 22215
NCBI 329212

Тёрнера раскидистая (лат. Turnera diffusa), или Дамиана — кустарничек высотой до 60 см из рода Тёрнера семейства Тёрнеровые, распространён в Мексике, в Центральной и Южной Америке, на Карибских островах.

Синоним: Turnera aphrodisiaca.

В литературе растение называют также турнера раскидистая.

Химический состав Править

Растение содержит арбутин, дамианин, сахара, смолы, таннины, хлорофилл, эфирные масла, горечи. Листья содержат 0,2-0,9 % эфирного масла, 6 % твёрдой коричневой смолы, 8 % мягкой смолы, 3.5 % таннина и 6 % крахмала. В стеблях растения содержится кофеин. Первоначально растение подозревалось на наличие в нём эфедрина, однако многократный химический анализ определил, что этот алкалоид в растении отсутствует.

Использование Править

Растение с древних времён известно как афродизиак[1] и психоактивное средство, использовалось ацтеками для восстановления половой активности.

Индейцы майя использовали дамиану для лечения астмы, заболеваний лёгких, головокружений и поддержания общего тонуса. Гидрохинон арбутина и дамианин, содержащиеся в листьях, оказывают стимулирующее действие на перистальтику кишечника и работу мочеполового тракта.

Листья растения используют для приготовления некоторых лекарств, а также для ароматизации ликёров. Дамиана, как тонизирующий компонент, входит в состав энергетического напитка Revo, а также используется в составе некоторых современных БАД.

При психоактивном использовании листья дамианы завариваются, как чай, или курятся. Эффекты: эйфория и состояния, сходные с действием марихуаны.

История Править

Трава и цветы растения с давних времен использывались майя и другими обитателями Мексики в медицине и в качестве афродизиака. Миссионер Хуан Мария де Сальватьерра в 1699 году впервые описал примение растения североамериканскими индейцами и его афродизирующие свойства. Первое ботаническое описание дамианы принадлежит австрийскому ботанику J.A. Schult, 1820 г. Растение используется в американской и мексиканской фармацевтике с XIX века, в Европу ввезено в 1880 году.

Как афродизиак, дамиана использовалась в составе любовных составов в магии Вуду. В афро-карибских культах это растение посвящалось богине любви Эрзули. В магической традиции индейцев Макаи корни одной из разновидностей дамианы использовались для улучшения звука флейт.

Изобретатель кока-колы доктор Джон Стит Пембертон незадолго до введения сухого закона создал тонизирующий напиток «french wine coca». Помимо экстрактов из коки и ореха кола напиток содержал вино и экстракт дамианы (см. статью Вино Мариани). С конца 1960-х и до сегодняшних дней дамиана используется как психоактивное средство.

Литература Править

  • Трифонова В. И. Семейство тёрнеровые (Turneraceae). // Жизнь растений. В 6-ти т. Т. 5. Ч. 2. Цветковые растения / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. — М.: Просвещение, 1981. — С. 50.

Ссылки Править

Примечания Править

  1. Ritchason, J. 1995, «The Little Herb Encyclopedia, 3rd Edition» p.70
ar:دميانة

ca:Turnera diffusa de:Damiana en:Damiana es:Turnera diffusa ht:Oreg mawon it:Turnera aphrodisiaca pt:Damiana

Также на Фэндоме

Случайная вики