ФЭНДОМ

Томография (греч. τομη — сечение) — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта посредством его многократного просвечивания в различных пересекающихся направлениях.

Терминологические вопросы Править

См. также Интроскопия.

Ранее под томографией понимался метод рентгенологического исследования, с помощью которого можно производить снимок слоя, лежащего на определённой глубине исследуемого объекта. Он был предложен через несколько лет после открытия рентгеновских лучей и был основан на перемещении двух из трёх компонентов (рентгеновская трубка, рентгеновская плёнка, объект исследования). Наибольшее распространение получил метод, при которой исследуемый объект оставался неподвижным, а рентгеновская трубка и кассета с плёнкой согласованно перемещались в противоположных направлениях. При синхронном движении трубки и кассеты только необходимый слой получается четким на пленке, потому что только его вклад в общую тень остаётся неподвижным относительно плёнки, всё остальное — cмазывается, почти не мешая проводить анализ полученного изображения. В настоящее время доля последнего метода в исследованиях стремительно уменьшается, в связи со своей относительно малой информативностью и высокой дозовой нагрузкой, в следствии чего такое определение морально устарело и данный метод получил название классическая томография или линейная томография.

Вычислительная томография — область математики, занимающаяся разработкой математических методов и алгоритмов восстановления внутренней структуры объекта по проекционным данным. В частности, область занимается решениями прямой и обратной томографической задачи (обращение прямой томографической задачи).

См. также преобразование Радона и экспоненциальное преобразование Радона.

Компьютерная томография — в широком смысле, синоним термина томография (так как все современные томографические методы реализуются с помощью компьютерной техники); в узком смысле (в котором употребляется значительно чаще), синоним термина рентгеновская компьютерная томография, так как именно этот метод положил начало современной томографии.

Анатомическая томография — основана на получении срезов тканей человека с их последующей фиксацией с помощью химических веществ и регистрация их на фотоплёнку. Классическими примерами анатомической томографии являются пироговские срезы и изображения гистологических препаратов. Терминологически, в настоящее время, данные методы не относят к томографии, в силу их разрушающего характера.

История томографии Править

  • Все началось с математики: В далеком 1917 году, один известный австрийский математик Иоганн Радон предложил способ обращения интегрального преобразования, впоследствии получившего его имя, (см. преобразование Радона) благодоря которому стало возможно восстанавливать изначальную функцию, зная ее преобразование. Так был заложен первый камень в истории томографии. Однако тогда работа Радона не попала в поле зрение исследователей и вскоре была незаслуженно забыта современниками.

Классификация видов томографии Править

Взаиморасположение источника зондирующего излучения, объекта и детектора Править

С точки зрения взаиморасположения источника зондирующего излучения, объекта и детектора томографические методы могут быть разделены на следующие группы:

  • трансмиссионные — регистрируется зондирующее внешнее излучение, прошедшее через пассивный (неизлучающий) объект, частично ослабляясь при этом;
  • эмиссионные — регистрируется излучение, выходящее из активного (излучающего) объекта с некоторым пространственным распределением источников излучения;
  • комбинированные трансмиссионно-эмиссионные (люминесцентные, акустооптические и оптоакустические и др.) — регистрируется вторичное излучение от источников, распределенных по объему объекта и возбужденных внешним излучением;
  • эхозондирование — регистрируется зондирующее внешнее излучение, отраженное от внутренних структур пассивного объекта.

Размеры исследуемых объектов Править

Сфера применения Править

По сфере применения выделяют:

Зондирующее излучение Править

Литература Править

Сайты Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики