ФЭНДОМ

Толуол
100px
Общие
Системат.
наименование
Толуол
Другие наименования метилбензол, фенил-
метан, толуен
Формула молекулы C6H5CH3
SMILES CC1=CC=CC=C1
Отн. молекулярная
масса
92,14 а. е. м.
Состояние бесцветная жидкость
CAS [108-88-3]
Свойства
Плотность 0,86694 кг/м³, жидкость г/см³
Растворимость 0,053 г/100 мл (20 °C) в воде
Температура плавления −95 °C (178 K) °C
Температура кипения 110,6 °C (383,8 K) °C
Фазовые параметры
Тройная точка  ? K (? °C), ? Па
Критическая точка 320 °C (593 K), 4299 кПа
Теплота плавления Δ H пл  ? кДж/моль
Энтропия плавления Δ S пл  ? Дж/(моль·K)
Теплота испарения Δ H исп 364 Дж/г
Опасность
Температура вспышки 4°C
ПДК (ОБУВ,ОДУ) в воздухе
рабочей зоны
0,6 мг/м3
ПДК (ОБУВ,ОДУ) в воде водных
объектов хозяйственно-питьевого и
культурно-бытового водопользования
0,05 мг/л (ПДК)
Если не указано иное, данные приводятся
к стандартным условиям.
Ссылка на шаблон Вещество

Толуо́л (метилбензол) — химическое соединение, углеводород, член гомологического ряда ароматических углеводородов (аренов). Толуол был впервые получен Пельтье в 1835 при перегонке сосновой смолы.

Общая характеристика Править

Бесцветная подвижная летучая жидкость с резким запахом. Смешивается в неограниченных пределах с углеводородами, многими спиртами и эфирами. Показатель преломления света 1,4969 при 20 °C. Горюч, сгорает коптящим пламенем.

Химические свойства Править

Для толуола характерны реакции электрофильного замещения в ароматическом кольце и замещения в метильной группе по радикальному механизму.

Электрофильное замещение в ароматическом кольце идёт преимущественно в орто- и пара-положения относительно метильной группы.

Кроме реакций замещения, толуол вступает в реакции присоединения (гидрирование), озонолиза. Некоторые окислители (щелочной раствор перманганата калия, разбавленная азотная кислота) окисляют метильную группу до карбоксильной.

Получение Править

Продукт каталитического риформинга бензиновых фракций нефти. Выделяется селективной экстракцией и последующей ректификацией.

Определение Править

Толуол впервые был выделен из толуанского бальзама - желтовато-коричневой, приятно пахнущей смолы южно-американского дерева Toluifera Balsamum. Отсюда название – толуол. Этот бальзам применялся для приготовления средств от кашля и в парфюмерии. Сегодня толуол используется как растворитель и как сырье для получения взрывчатого вещества - тринитротолуола.

Применение Править

Сырьё для производства бензола, бензойной кислоты, толуилендиизоцианатов, нитротолуолов (в том числе тротила), бензилхлорида и др. органических веществ. Является растворителем для многих полимеров, входит в состав различных товарных растворителей для лаков и красок. Входит в состав растворителей: Р-40, Р-4, 645, 646, 647, 648. Применяется как растворитель в химическом синтезе.

Опасность и обращение Править

Пары могут проникать через неповрежденную кожу и органы дыхания, вызывать поражение нервной системы (заторможенность, нарушение вестибулярного аппарата), в том числе необратимое. Поэтому работать с толуолом и растворителями, в состав которых он входит необходимо в резиновых перчатках в хорошо проветриваемом помещении.

Пожароопасен, легковоспламеняющаяся жидкость. Концентрационные пределы взрываемости паровоздушной смеси 1,3 — 6,7 %. Обладает слабым наркотическим действием.

Согласно другим источникам, (САНПИН, меры предосторожности при работе с летучими органическими растворителями) — Толуол (метилбензол) — является сильно токсичным ядом, влияющим на функцию кроветворения организма, также, как и его предшественник Бензол. Нарушение кроветворения проявляется в цианозе, гипоксии. Существует также толуольная токсикомания, которая имеет и канцерогенное влияние. В целом, бензольные углеводороды очень токсичны, длительное их воздействие может привести к необратимым поражениям ЦНС, кроветворных органов, и создать предпосылки для возникновения энцефалопатии.

ar:تولوين

bs:Toluen ca:Toluè cs:Toluen de:Toluol en:Toluene eo:Tolueno es:Tolueno fa:تولوئن fi:Tolueeni fr:Toluène gl:Tolueno he:טולואן hr:Toluen hu:Toluol id:Toluena it:Toluene ja:トルエン ko:톨루엔 lmo:Toluen lt:Toluenas lv:Toluols mk:Толуен nl:Tolueen no:Toluen pl:Toluen pt:Tolueno ro:Toluen sk:Toluén sv:Toluen ta:தொலுயீன் tr:Toluen vi:Toluen zh:甲苯

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики