Фэндом

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (согласно определению, сформулированному в Федеральном законе Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» ([1]).

Террор — (от страх, ужас) целенаправленное устрашающее воздействие.

Терроризм выполняет «символическую» функцию «устращивания», что достигается в результате систематических действий, а также резонанса в обществе. (Словарь Даля).

Терроризм — заранее обдуманное мотивированное насилие, применяемое против неучаствующих в военных действиях лиц субнациональными группами или государственными агентами.

Терроризм — мотивированное насилие с политическими целями. (Крозье).

Виды терроризма Править

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

  1. Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич и др.);
  2. Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы, эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

  1. Националистический — преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
  2. Религиозный — может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (суниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную;
  3. Идеологически заданный, социальный — преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда это вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.
  4. Бытовой терроризм — преследует цель цель дистабилизации семьи, захвата, переспределения между семьями. Этот вид терроризма ещё называют семейным. Примером бытового терроризма служат систематические воздействия одного члена семьи на другого с помощью скандалов, упреков, и симуляция болезненного состояния. Как правило, бытовой терроризм подпитывается в семьях путем психологической обработки младших членов, более старшими. Цель - получение дополнительных финансовых и иных благ, завладение собственностью, моральное подавление одной семьи другой. В большинстве случаев жертва бытового терроризма идет на уступки террористам, происходит перераспределение собственности и распад семьи. Как правило семьи, которые распадались от бытового терроризма были созданы, именно для атаки на собственность жертвы. Законодательство большинства развитых стран приравнивает данный вид терроризма к коллективному, поэтому на сегодняшний день в развитых странах он почти не встречается.

Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.

Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, некоторые исследователи и журналисты говорят о:

  • терроризме оппозиционеров по отношению к власти и терроризме самих властей, государственном терроризме, терроризме как направлении государственной политики;
  • терроризме индивидуальном, при котором адресатами терактов являются конкретные лица в силу личных действий или принадлежности к определённой группе или организации (русские цари и государственные сановники; Анвар Садат, Индира Ганди — и терроризме массовом, или слепом, в отношении случайных людей (взрывы в Оклахоме, Москве, Волгодонске);
  • уголовном терроризме.

Особые формы Править

  • Террор — применение силы или угроза её применения сильнейшей стороной по отношению к слабейшей (обычный терроризм — наоборот). Примеры: практика массовых публичных казней палачами революционного правительства Франции в 1792 году; «красный террор», «белый террор», сталинские репрессии.
  • Левый терроризм — вырос из тираноборства, но под влиянием леворадикальных взглядов образ тирана стал коллективным и начал ассоциироваться вначале с классом буржуазии, а затем — с широкими массами населения западных стран, которые «наживаются» за счёт стран «третьего мира». Левые террористы рассматривают теракты как форму классовой борьбы. Один из теоретиков левого терроризма Карлос Маригелла считал терроризм («психологическую войну») составной частью городской партизанской войны.

Терроризм и аналогичные феномены Править

Терроризм часто сопоставляют:

  • с тираноборством — убийствами диктаторов, совершаемыми так называемыми «народными мстителями»;
  • с диверсиями — операциями по уничтожению коммуникаций и живой силы противника в тылу врага;
  • с городской герильей — партизанской войной в городе;
  • с криминальным насилием — не преследующим политические цели.

Деструктивные действия террористов осуществляются с целью запугивания (властных структур или, как более распространено в наше время, всего общества), то есть воздействия на поведение людей посредством страха. Специфика современного терроризма заключается в том, что его мишенью обычно становится гражданское население. В этом его отличие от терроризма XIX — первой половины ХХ века, чаще всего направленного против представителей власти и если допускавшего жертвы среди населения, то как побочные потери, а не как цель. При этом в наше время, задуманное воздействие оказывает не столько сам теракт (убийство, взрыв, похищение), сколько сопровождающее его информационное освещение в СМИ.

Угроза терроризма возрастает в связи с ростом доступности мощных средств разрушения, таких как взрывчатка и материалы для её производства. Особую опасность представляет применение террористами химического, биологического и даже ядерного оружия. См. также Незаконное использование ядерных материалов.

Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную»:[источник?]

  • «Консервативная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов — выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.). В определённой степени такой позиции до недавнего времени придерживалась Россия.
  • «Прогрессивная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.

Правительство и терроризм Править

Существует мнение, что правительство может тайно поддерживать терроризм в своей стране, чтобы поддерживать выгодную для него политическую ситуацию. Зачастую, после терактов, получивших широкую известность среди населения, правительство немедленно принимает законы по контролю за населением и начинает массовые репрессии и войны (например: после терактов 11 сентября 2001 года в США, последовали войны в Афганистане и Ираке).

История терроризма Править

Терроризм в Древнем мире Править

Отражение того, что сегодня назвали бы террористической практикой, можно без особого труда различить в многочисленных хрониках, в которых, с момента зарождения письменности, фиксировалась политическая и военная история современности. По мере развития древних цивилизаций, становившиеся все более устойчивыми сообщества и государства стали опираться на законы, регулировавшие общественные отношения, в том числе их силовые аспекты. Ведущим менеджером этих отношений выступала религия, с её запретительными функциями. Во II тысячелетии до Рождества Христова на Древнем Востоке начали формироваться также зачаточные, слабые ограничители на насилие, которое являлось неизбежным спутником непрерывных войн. Этот процесс принял более развитую и упорядоченную форму позднее, в период Древней Греции и Рима, в которых были приняты первичные, весьма примитивные правила ведения войны. Целью их внедрения являлось не столько воспрещение насилия как такового, сколько его направление в относительно контролируемое русло. Выражаясь современным языком, эти правила затрагивали такие аспекты, как защита гражданского населения и гражданской инфраструктуры в зоне боевых действий, обмен пленными и телами погибших, запрещение особо опасных способов и средств ведения войны (к которым в ту историческую эпоху было отнесено, например, отравленное оружие), система перемирий, и целый ряд других позиций. Введение этих правил мотивировалось, конечно, не гуманитарными импульсами, а скорее соображениями практической (политической и оперативной) необходимости и материальной выгоды, вытекающей из контекста ведущихся войн. На практике эти правила выполнялось весьма редко, чему свидетелем хроника тех эпох.[источник?]

Терроризм в Средние века Править

Темный период Средневековья явился апофеозом всеохватывающего, многопрофильного насилия. Институтом, который отчасти пытался установить ограничительные лимиты на насилие, стала христианская церковь. Именно в её недрах зародились и были достаточно развиты концепции «справедливой войны» и «законов ведения войны». Отражением этих концепций явился, в частности, рыцарский кодекс чести, обуславливавший гуманное отношение к противнику. Вряд ли стоит говорить о том, что такое отношение все ещё было весьма избирательным, и практически не влияло на количество жертв и масштабы разрушений в опустошительных войнах средневекового периода

Самая ранняя террористическая группировка — секта сикариев, которая действовала в Палестине в I веке новой эры и истребляла представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами. В качестве оружия сикарии использовали кинжал или короткий меч — сику. Это были экстремистски настроенные националисты, возглавлявшие движение социального протеста и настраивавшие низы против верхов. В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма: в мученичестве они видели нечто приносящее радость и верили, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий.

В эти же времена в Индии действовали различные тайные общества. Члены секты «душителей» уничтожали своих жертв с помощью шёлкового шнурка, считая этот способ убийста ритуальным жертвоприношением богине Кали. Один из членов этой секты сказал: «Если кто-нибудь хоть раз испытает сладость жертвоприношения, он уже наш, даже если он овладел разнообразными ремеслами, и у него есть все золото мира. Я сам занимал достаточно высокую должность, работал хорошо и мог рассчитывать на повышение. Но становился самим собой, только когда возвращался в нашу секту».

Той же идеологии придерживались и представители мусульманской секты хашишинов(ассасинов), убивавшие халифов, префектов, губернаторов и даже правителей: ими был уничтожен Иерусалимский король Конрад Монферратский. Убийство являлось для сектантов ритуалом, они приветствовали мученичество и смерть во имя идеи и твёрдо верили в наступление нового миропорядка. Классическим примером террористической организации этого периода, её тайной войны, диверсионной практики и насильственных средств достижения цели, является секта Ассассинов (Assasins). Около 1090 года некто Хасан ибн ас-Саббах, захватил в горной долине к северу от Хамадана (современный Иран) крепость Аламут. В течение последующих полутора столетий сторонники и последователи Горного Старца, под именем которого вошёл в историю основатель секты, опираясь на контролируемый район, который сегодня профессионалы антитеррора назвали бы «серой зоной», лишили покоя правящие династии на обширном пространстве от Средиземного моря до Персидского залива. Движимые неясной до конца религиозной мотивацией, практически неуловимые, и от этого ещё более устрашающие адепты секты (с позиций сегодняшнего дня — боевики), убили за период своей деятельности сотни халифов и султанов, военачальников и представителей официального духовенства, посеяв ужас во дворцах правителей, существенно дестабилизировав политическую ситуацию на обширном геополитическом пространстве Востока, и затем были уничтожены монголо-татарами в середине XII века. Согласно легенде, перед направлением на запланированное убийство его будущие исполнители усиленно обрабатывались наркотическими веществами конопляной и опийной групп, в том числе гашишем. Отсюда происходит распространённое название секты — Hashishin, дошедшее до Европы в искажённом французском произношении Assasin, от которого, в свою очередь, и произошло английское слово Assassination, означающее «политическое убийство», и слово «ассасин» (Assasin), которое во многих современных языках означает «наёмный убийца», «киллер».

Периодизация терроризма Нового и Новейшего времени Править

Террорологи выделяют четыре глобальные волны терроризма Нового времени:

  1. связанная с распространением в 1880-х годах в России, Европе, а затем и Северной Америке анархизма;
  2. связанная с антиколониальным, национально-освободительным движением XX века;
  3. имеющая отношение к деятельности «новых левых» экстремистов в 1970-е годы;
  4. волна, связанная с глобализацией, начавшаяся в конце 1970-х и продолжающаяся до сих пор.
  5. религиозный терроризм.

Суждения о природе терроризма Править

Терроризм не есть нечто беспричинное или нечто коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это — явление социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей.

Сейчас же говорят о терроризме вообще, полностью игнорируя социальную сущность тех или иных террористических актов. Тем самым стремятся скрыть социальную природу происходящей мировой войны, изобразить её так, будто с одной стороны стоят благородные борцы за благо всего человечества (США и их союзники), а с другой — недочеловеки-террористы, И чтобы хоть как-то сгладить чудовищное неравенство сил, изобретается некая мощная мировая террористическая сеть, якобы угрожающая самому существованию человечества.

(А. А. Зиновьев, «Как иголкой убить слона», 2005 г.)

Уголовный кодекс Российской Федерации.
Статья 205. Терроризм
Править

1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершённые: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением огнестрельного оружия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Ответственность предусмотрена также за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, а также содействие террористической деятельности.

Хронология терроризма с 1960-х по наши дни (список неполный) Править

  • 1968, 23 июля — угон самолёта «Боинг 707» (рейс Рим — Тель-Авив) израильской авиакомпании El Al палестинскими террористами. Самолёт совершил посадку в Алжире. Последние заложники были освобождены 1 сентября 1968 года. Теракт был организован Жоржем Хабашем (Народный Фронт Освобождения Палестины).
  • 1968, 26 декабря — захват израильского пассажирского самолёта палестинскими террористами в аэропорту города Афины.
  • 1969, 18 февраля — захват израильского самолёта палестинскими террористами в аэропорту города Цюрих.
  • 1972, 30 мая — массовое побоище в аэропорту Лод (Израиль), совершённое членами организации «Ренго секигун» («Объединённая Красная армия»).
  • 1972, 5 сентября — захват 11-и израильских спортсменов-олимпийцев в заложники во время Олимпийских игр в Мюнхене (ФРГ). Исполнители — члены палестинской организации «Чёрный сентябрь». См. статью Теракт на Мюнхенской олимпиаде.
  • 1975, 24 апреля — захват посольства ФРГ в Стокгольме. Осуществлён членами организации Фракция Красной Армии (РАФ, Rote Armee Fraction). См. статью Стокгольмский синдром.
  • 1975, 21 декабря — захват штаб-квартиры ОПЕК в Вене (Австрия). Осуществлён членами организации Фракция Красной Армии.
  • 1976, 27 июня — Операция «Энтеббе» — угон израильского пассажирского самолёта в аэропорт Энтеббе (Уганда). Организаторы — Народный Фронт Освобождения Палестины и Фракция Красной Армии.
  • 1977, 8 января — взрыв бомбы в московском метро (в вагоне поезда между станциями «Измайловская» и «Первомайская»). В осуществлении этой акции были обвинены трое жителей Еревана, некие Степанян, Багдасарян и Затикян (так называемая «группа Затикяна»). Все трое являлись членами «нелегальной националистической партии Дашнакцутюн».[источник?]
  • 1978 — захват рейсового израильского автобуса.
  • 1985, 7 октября — захват итальянского теплохода «Акилле Лауро». Осуществлён членами организации Народный Фронт Освобождения Палестины.
  • 1987 — Взрыв в супермаркете в Барселоне, Испания. Организатор — ЭТА.
  • 1993, 26 февраля — взрыв в подземном гараже здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (США).
  • 1993, 16 марта — захват посольства Никарагуа в Коста-Рике.
  • 1993, 23 марта — взрыв в торговом центре Уоррингтон (Великобритания). Организатор — Ирландская республиканская армия.
  • 1994, 11 марта — миномётный обстрел лондонского аэропорта «Хитроу» (Великобритания). Организатор — Ирландская Республиканская Армия.
  • 1994 — взрыв в израильском культурном центре в Аргентине. Осуществлён организацией «Исламский Джихад».
  • 1995, 20 марта — газовая атака в метро Токио (Япония). 10 террористов, разбившись на пары, распылили в воздухе 6 контейнеров с отравляющим газом зарин. Теракт организовала религиозная организация Аум Синрикё (руководитель — Сёко Асахара). 12 погибших, 5 тыс. пострадавших.
  • 1995, 14-20 июня — рейд Басаева на Будённовск (Россия), массовый захват заложников в здании больницы. Погибло более 200 человек.
  • 1995, 25 июля — взрыв газового баллона на станции Saint Michel (Франция), 8 человек было убито, 200 получили ранения. Вооружённая Исламская Группа.
  • 1995 6 октября — взрыв газового баллона на станции парижского метро Maison Blanche, 30 человек получили ранения. Вооружённая Исламская Группа.
  • 1995, 24 декабря — захват французского аэробуса А-300 алжирскими террористами.
  • 1995, 17 октября — взрыв газового баллона на станции Orsay (RER B), 30 человек получили ранения. Вооружённая Исламская Группа.
  • 1996, 9-15 января — рейд Радуева на Кизляр (Россия). Захват больницы.
  • 1996, 11 июня около 21:00 на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» в вагоне поезда сработало самодельное взрывное устройство мощностью 400—500 г в тротиловом эквиваленте. Погибли 4 человека, 16 ранены.
  • 1996-22 апреля 1997 — захват посольства Японии в Перу. Революционное движение имени Тупак Амару.
  • 1997, 28 июля — двое террористов-смертников подорвали себя на рынке Иерусалима. 15 человек погибло. Ответственность на себя взяла организация Хамас.
  • 1998, 7 августа — террористы-смертники организовали взрывы возле посольств США в Кении и Танзании. Погибло 225 человек, ранено более 4000.
  • 1999 — взрывы жилых домов в Москве.
  • 2001, 11 сентября — атака исламистов-самоубийц на здания Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке и на Пентагон (США). Аль-Каида.
  • 2002, 12 октября — взрывы на острове Бали (Индонезия) у ночных клубов. 183 убитых.
  • 2002, Норд-Ост — захват театра в Москве. Риядус-Салихин.
  • 2003, 13 мая — атака террористов-смертников на квартал, где проживают иностранцы в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). 50 убитых.
  • 2004, 6 февраля произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибло 39 человек, ранено 120. В организации взрыва были обвинены чеченские сепаратисты.
  • 2004, 11 марта — серия взрывов в поездах на железнодорожных вокзалах «Аточа», «Эль-Посо» и «Санта Эухения» в Мадриде (Испания), 191 человек погиб, около 1500 ранено. Организатор — Аль-Каида.
  • 2004, 29-30 мая — драма с захватом и освобождением заложников в Хобаре (Саудовская Аравия).
  • 2004, 24 августа — взрыв двух российских пассажирских самолётов чеченскими террористками-смертницами. 87 убитых. Организатор — Риядус-Салихин.
  • 2004, 31 августа — примерно в 20:15 рядом со станцией метро «Рижская» террористка-смертница привела в действие взрывное устройство мощностью до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Судя по всему, бомба была начинена осколочными компонентами, потому что жертв оказалось много — 10 человек погибли, более 50-и получили ранения. (Взрыв у метро «Рижская» в Москве (Lenta.ru)). Организатор — Риядус-Салихин.
  • 2004 — Террористический акт в Беслане — захват школы в России. Организатор — Риядус-Салихин.
  • 2005, 7 июля — серия взрывов в лондонском метро и городских автобусах, около 50 человек погибло, более 1000 ранено. Организатор — Аль-Каида.
  • 2007 — подрыв поезда «Невский экспресс».

Страны, наиболее пострадавшие от терроризма Править

Страны, наиболее пострадавшие от терроризма в 1994—2004 годах

Место в
рейтинге
СтранаЧисло погибших в терактах на
территории страны в 1994—2004 годах
Число погибших в терактах
(на 1 млн жителей страны)
1США323811,05
2Россия211114,54
3Индия19281,81
4Израиль1274219,3[1]
5Колумбия113526,82
6Ирак112244,22
7Алжир86927,05
8Пакистан7834,92
9Уганда47117,84
10Шри-Ланка40920,55

По данным газеты «Коммерсант», 13 сентября 2004.

См. также Править

  • Бен Ладен
  • Борис Савинков
  • ИРА
  • Красный террор
  • Россия и терроризм
  • Стокгольмский синдром
  • Террористические организации
  • ЭТА

Примечания Править

  1. Без учета населения Западного берега реки Иордан и сектора Газа.

Литература Править

  • Витюк В. В. Эфиров С. А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. М., Наука. 1987.
  • Гевелинг Л. В. Коррупционные формы политического финансирования: материальная основа распространения терроризма // Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансового терроризма. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2005, с. 111—142.
  • Хофман Б. Терроризм: взгляд изнутри = Inside terrorism [пер. с англ.] — М.: «Ультра-культура». 2003.
  • Холмс Р. Терроризм, жестокость и ненасилие // Метафизические исследования. Вып. 216. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005, с. 349—369

Ссылки Править

Специализированные сайты Править

Научные статьи, выступления Править

Информационно-аналитические статьи Править

Информационные агентства Править

Прочее Править

Также на Фэндоме

Случайная вики