ФЭНДОМ

«Сыворотка правды» — условное название психоактивных веществ, используемых (чаще всего «спецслужбами») для получения скрываемой человеком информации. «Сыворотки правды» используются[источник?] спецслужбами многих государств, включая Россию, и Соединённые Штаты.

История Править

В 1916 году акушер Роберт Хаус из городка Феррис недалеко от Далласа (США) наблюдал, как роженица, находившаяся в состоянии «полусна» под воздействием скополамина, дала своему мужу чёткие указания, где находятся весы для взвешивания новорождённого. Хауз пришёл к выводу, что скополамин может заставить человека правдиво ответить на любой заданный вопрос. В дальнейшем акушер настаивал на применении этого вещества в работе полиции.

В 1920-х — 1930-х годах в США было несколько случаев, когда суд одобрил использование скополамина при проведении допросов. Исследовались и другие вещества, наиболее известные из которых — барбитураты пентотал и амитал.

К 1950-м годам для учёных стало очевидно, что достоверность признаний, полученных под воздействием «сыворотки правды», невелика. Кроме реальных событий человек под воздействием наркотика мог сообщать и придуманные факты.

Современное применение Править

По мнению журналиста газеты «Вашингтон пост» Дэвида Брауна, даже если эффективная «сыворотка правды» и существует, то этот факт остаётся засекреченным[1].

В начале 2007 года применение пентотала в качестве «сыворотки правды» было официально одобрено для использования полицией города Мумбаи (Индия) при допросе подозреваемых в серийных убийствах. После сделанных инъекций серийный маньяк и его слуга-сообщник указали на места захоронения останков убитых ими детей.[2]

Сыворотка правды в художественной литературе Править

В романе-антиутопии классика шведской литературы Карин Бойе «Каллокаин» (1940, русский перевод 1971) подозреваемым вводят вещество, называющееся каллокаин. Это сыворотка, заставляющая их говорить правду.

Сыворотка правды в массовой культуре Править

  • «Матрица»: Агент Смит использует сыворотку правды, чтобы получить от Морфеуса коды доступа к компьютерам Зиона. Точнее, в данном фильме был применен электронный аналог «сыворотки правды»: не стоит забывать, что все действие, в том числе и «взлом мозга» Морфеуса происходили в виртуальной реальности.
  • «Правдивая ложь»: террористы делают укол главному герою (его роль исполняет Арнольд Шварценеггер), который работает на правительство.
  • В серии книг о «Гарри Поттере» неоднократно упоминается зелье Веритасерум, заставляющее людей говорить правду. В книге «Гарри Поттер и Кубок Огня» Дамблдор таким образом допрашивает пленника.

Примечания Править

  1. Дэвид Браун Некоторые верят в возвращение «сыворотки правды» — Inopressa, 20 ноября 2006
  2. Truth serum for suspected Indian serial killers(англ.) — The Sydney Morning Herald, 5 января 2007 года

См. также Править

  • Сканер мозга
  • Полиграф (детектор лжи)
  • Этанол