Фэндом

Информационные технологии обогатили наши познания о принципах функционирования человеческого мозга. Теперь нам отнюдь не безразлично, какую информацию загружать в свой мозг, и какими средствами ее обрабатывать. Целесообразно также время от времени проверять себя на предмет наличия признаков информационного поражения. Эти признаки надо начинать искать, исходя из того, что информационное оружие в первую очередь действует на систему управления, имея своим результатом целенаправленное изменение поведения информационной системы. Именно так действуют наиболее опасные биологические, социальные, психические и компьютерные вирусы. У этих, казалось бы, разных вирусных структур, в действительности очень похожие свойства и общее предназначение. Все они, по сути, являются в чистом виде информацией, и паразитируют на уровне информационных программ живого организма или операционной системы компьютера, вызывая в них сбои, и заставляя выполнять несвойственные в норме этим системам действия. Из этих сведений можно сделать интересный вывод: вирусы паразитируют за счет программ, содержащих информацию, а значит, если есть система, оперирующая с какими-либо программами, то возможны и вирусы, способные на ней паразитировать, заставляя эту информационную систему работать на себя. Человеческий мозг тоже информационная система, и было бы странно, если бы он был свободен от своих собственных вирусов. По идее, ими могут быть любые замкнутые на себя логические построения, «привязанные» к тем или иным психологическим потребностям человека.

В человеческом социуме циркулирует масса вирусных и вирусоподобных структур, имеющих естественное и искусственное происхождение. Психические вирусы способны самокопироваться и самораспространяться похожим на распространение биологических вирусов путем. В разное время и в разных странах психическое заражение не раз принимало массовый характер и оборачивалось настоящими эпидемиями, имеющими зачастую не менее тяжкие последствия, чем эпидемии чумы или лихорадки. На эту особенность психических вирусов в свое время указывал современникам выдающийся русский психиатр В.М. Бехтерев. В своей книге «Внушение и его роль в общественной жизни» он писал: «В настоящую пору так много вообще говорят о физической заразе при посредстве «живого контагия» (contagium vivum) или так называемых микробов, что, на мой взгляд, не лишне вспомнить и о «психическом контагии» (contagium psychicum), приводящем к психической заразе, микробы которой хотя и не видимы под микроскопом, но, тем не менее, подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду, и передаются через слова, жесты и движения окружающих лиц, через книги, газеты и прочее». Переносчики психического контагия приобретают гипнотическую власть над инфицированным индивидом. Не даром ранние исследователи массовой психологии рассматривали психическую заразу как особый вид гипнотизма и считали эффект психического заражения легко констатируемым, но необъяснимым феноменом гипнотического рода.

Учение Бехтерева о психическом контагии не ускользнуло от внимания заинтересованных государственных служб. Он получил от советского правительства грант на изготовление секретного идеологического оружия, которое должно было получить внутреннее применение для мобилизации народных масс. Бехтереву удалось провести ряд удачных опытов в этом направлении, которые можно считать пробой пера в практическом использовании информационного оружия. Психическое заражение является самым простым и действенным способом ведения информационной войны. Известные нам психические вирусы способны заражать человеческую личность, изменять ее, подчиняя своим задачам, и самовоспроизводиться, подвергая заражению других людей. Они могут активизировать программу самоуничтожения, присущую любой сложной информационной системе, а успешный запуск такой программы следует признать самым эффективным видом информационного воздействия. Впрочем, на практике бывает достаточно навести банальную порчу – загрузить в человека негативные программы, которые постепенно, незаметным образом будут разрушать своего носителя. Пораженная информационным оружием система будет руководствоваться уже не собственными целями, а навязанными ей программами противника, и чем больше будет ее ориентация на чужие программы, тем глубже информационное поражение. Примером полного информационного подавления является бывший человек, именуемый зомби; его система управления по определению полностью ориентирована на выполнение чужой воли.

Управлять человеком с помощью информации – это просто. Разработчики информационного оружия пропагандируют отношение к человеку как к устройству для переработки информации, в которое можно закладывать, по своему усмотрению, идеологически выверенные идеи и взгляды. В свете последних достижений в области развития информационных технологий, технический подход к человеку как к информационной обучающейся системе находит все больше практических применений. Одним из тех, кому удалось изложить такой подход в наиболее ясной и непротиворечивой форме, является автор книги «Информационная война» С. Расторгуев. По его определению, «информационное оружие направлено непосредственно на изменение поведения информационных систем, а в случае применения против людей – на изменение их мышления и, соответственно, поведения без предварительного «запугивания». Как пишет Расторгуев, «отличительная черта тех систем, которые принято называть информационными, состоит в том, что для них модификация внутренних управляющих структур всегда связана с получением новой информации, обучением». Таким образом, информационное воздействие на них – это всегда обучающее воздействие. А, следовательно, «выйти победителем в информационной войне – это значит вовремя понять, чему можно обучаться, а чему нельзя, то есть какие входные данные можно обрабатывать, а какие – ни в коем случае».

http://img216.imageshack.us/img216/5172/infectte3.jpg

Внешние ссылки Править

Комментарии Править

Также на Фэндоме

Случайная вики