Фэндом

Контроль Разума

Спецслужбы

2110статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Спецслу́жбы, специа́льные слу́жбы — министерство, служба, департамент или иное ведомство, в соответствии с национальным законодательством предназначенное проводить разведывательную и (или) контрразведывательную деятельность, обеспечивать политическое руководство государства объективной информацией о существующих внутренних и внешних угрозах, а также осуществлять какие-либо иные специальные функции (в частности, охрану государственных деятелей и иных лиц) с целью обеспечения национальной безопасности.

Спецслужбы Великобритании Править

  • Секретная служба контрразведки (MI5) — Security Service
  • Внешняя разведка (MI6) — Secret Intelligence Service (SIS)
  • Центр правительственной связи — Government Communications Headquarters (GCHQ).

Органы, координирующие работу спецслужб и осуществляющие гражданский надзор:

  • Парламентский комитет по разведке и безопасности
  • Объединенный комитет спецслужб (Joint Intelligence Committee (JIC)) — аналитический и координирущий орган при правительственном департаменте «Офис кабинета» (Cabinet Office).[1]

Спецслужбы Германии Править

  • Федеральная разведывательная служба (Bundesnachrichtendienst) — разведка Германии
  • Федеральная служба защиты конституции Германии (Bundesamt für Verfassungsschutz) — федеральная контрразведка Германии
  • Государственное бюро защиты конституции (Landesamt für Verfassungsschutz)- контрразведка федеральной земли
  • Военная контрразведка (Militärischer Abschirmdienst)
  • подробнее

Спецслужбы Израиля Править

  • Моссад
  • Шабак

Спецслужбы Нидерландов Править

  • Общая служба разведки и безопасности (Algemene Inlichtingen- en Veiligheidsdienst, AIVD с 2002, ранее Binnenlandse Veiligheidsdienst, BVD, с 1949) — главная служба национальной безопасности
  • Служба военной разведки и безопасности (Militaire Inlichtingen- en Veiligheidsdienst, MIVD, с 1987) — крупнейшая спецслужба министерства обороны
  • Финансовая служба разведки, отслеживания и экономического контроля (Fiscale Inlichtingen- en Opsporingsdienst-Economische Controledienst, FIOD-ECD, с 1999) — FIOD относится к налоговой службе (министерство финансов), а ECD — к министерству экономических связей; они борются с финансовыми и экономическими преступлениями, организованной преступностью, гарантируют защиту потребителя
  • Отдел криминальной разведки (Criminele Inlichtingen Eenheid, CIE, раньше Criminele Inlichtingen Dienst, CID) — отдел, присутствующий в каждом региональном отделении полиции, а также в службе национального розыска, спецназе и FIOD-ECD; занимается сбором подозрительных фактов
  • Национальная служба прослушивания сигналов (Nationale Signals Intelligence Organisatie, NSO, с 2003) — в рамках борьбы с терроризмом прослушивает сигналы, передаваемые спутниками; в данный момент (декабрь 2007) работает как часть MIVD, запланировано отделение
  • Служба социальной разведки и слежения (Sociale Inlichtingen- en Opsporingsdienst, SIOD) — борется с преступлениями, связанными с заработком

Спецслужбы СССР и России Править

Хронологический перечень советских и российских спецслужб:

Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была образована 20 декабря 1917 постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России. Первым председателем был назначен Ф. Э. Дзержинский. На этом посту он находился до 6 февраля 1922. С июля по август 1918 обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я. Х. Петерс.

Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР образованно 6 февраля 1922 постановлением ВЦИК об упразднении ВЧК.

Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР 2 ноября 1923 создал президиум ЦИК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926) оставался Ф. Э. Дзержинский, которого сменил В. Р. Менжинский, возглавлявший ОГПУ до 1934.

Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) — 10 июля 1934 в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского работой ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936 руководил Г. Г. Ягода. С 1936 по 1938 НКВД возглавлял Н. И. Ежов, с ноября 1938 до 1945 руководителем НКВД был Л. П. Берия.[2]

Наркомат государственной безопасности (НКГБ) — 3 февраля 1941 НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних дел — Л. П. Берия. Нарком государственной безопасности — В. Н. Меркулов. В июле 1941 НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат — НКВД СССР. В апреле 1943 был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В. Н. Меркуловым.

Министерство государственной безопасности (МГБ) — 15 марта 1946 НКГБ был преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр — В. С. Абакумов. В 1951—1953 пост министра государственной безопасности занимал С. Д. Игнатьев. В марте 1953 было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое МВД СССР во главе с Л. П. Берия.

Министерство внутренних дел (МВД) — 7 марта 1953 было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое МВД СССР во главе с Л. П. Берия. 26 июня 1953 Л. П. Берия был арестован и вскоре смещён со всех постов. Во главе МВД становится С. Н. Круглов.

Комитет государственной безопасности (КГБ) — 13 марта 1954 создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

  • С 1954 по 1958 руководство КГБ осуществлял И. А. Серов
  • с 1958 по 1961 — А. Н. Шелепин
  • с 1961 по 1967 — В. Е. Семичастный
  • с 1967 по 1982 — Ю. В. Андропов
  • с мая по декабрь 1982 — В. В. Федорчук
  • с 1982 по 1988 — В. М. Чебриков
  • с 1988 по август 1991 — В. А. Крючков
  • 22—23 августа 1991 — Л. В. Шебаршин
  • с августа по ноябрь 1991 — В. В. Бакатин

3 декабря 1991 Президент СССР М. С. Горбачёв подписал Закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время — Служба внешней разведки РФ).

Межреспубликанская служба безопасности (МСБ) — 28 ноября 1991 Президент СССР М. С. Горбачев подписал Указ «Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности». Руководитель — В. В. Бакатин (с ноября 1991 по декабрь 1991).

Комитет государственной безопасности (КГБ) — 6 мая 1991 председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В. А. Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В. В. Иваненко.

Агентство федеральной безопасности (АФБ) — 26 ноября 1991 Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство Федеральной безопасности РСФСР. Возглавил АФБ — В. В. Иваненко с ноября 1991 по декабрь 1991.

Министерство безопасности РФ (МБ) — 24 января 1992 Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Указ об образовании Министерства безопасности Российской Федерации на базе упраздняемых Агентства Федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской службы безопасности. Министр — В. П. Баранников с января 1992 по июль 1993, Н. М. Голушко с июля 1993 по декабрь 1993.

Федеральная служба контрразведки (ФСК) — 21 декабря 1993 Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Указ об упразднении Министерства безопасности и о создании Федеральной службы контрразведки. Директор — Н. М. Голушко с декабря 1993 по март 1994, С. В. Степашин с марта 1994 по июнь 1995.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) — 3 апреля 1995 Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», на основании которого ФСБ является правопреемником ФСК. Директор — М. И. Барсуков с июля 1995 по июнь 1996, Н. Д. Ковалев с июля 1996 по июль 1998, В. В. Путин с июля 1998 по август 1999, Н. П. Патрушев с августа 1999.

Система спецслужб США Править

  • Национальный совет по контрразведке.
  • Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security).
  • Совет по национальной безопасности (National Security Council).
  • Главный директор по разведывательным программам (Senior Director for Intelligence Programs).
  • Национальный координатор по безопасности, защите инфраструктуре и контртерроризму National Coordinator for Security, Infrastructure Protection and Counter-Terrorism).
  • В разведывательное сообщество США входят 15 структур подробнее

Спецслужбы Японии Править

  • PSIA

Примечания Править

  1. Спецслужбы Великобритании
  2. Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД, 1934—1941: Справочник / О-во «Мемориал» и др.; Под ред. Н. Г. Охотина и А. Б. Рогинского — М.: Звенья, 1999. — 504 с — ISBN 5-7870-0032-3

Ссылки Править

  • Информационный портал "Спецслужба"
  • ФСБ
  • Как растет бюджет российских спецслужб
  • agentura.ru Электронное периодическое издание. Цель проекта — собрать на ресурсе всю открытую, объективную информацию о спецслужбах — российских и не только — упорядочив ее и структурировав.
  • Независимое военное обозрение Независимая Газета
  • Еженедельный дайджест центральной и региональной печати, посвященный деятельности ряда специальных служб и подразделений, включая частные службы безопасности. В центре внимания публикации, касающиеся создания, упразднения и реорганизации спецслужб, мероприятий с их участием, кадровых перестановок, а так же интервью с руководителями и сотрудниками спецслужб.

Архив доступен с 1997 года.

Также на Фэндоме

Случайная вики