ФЭНДОМ

Система активного отбрасывания (Active Denial System, ADS), другое название «луч боли» — один из нескольких видов оружия, разработанных в рамках программы «Оружие управляемых эффектов», представляет собой установку, излучающую электромагнитные колебания в диапазоне миллиметровых волн (с частотой ок. 94 ГГц), которая оказывает кратковременное шоковое воздействие на людей. Принцип действия основан на том, что при попадании луча в человека 83% энергии этого излучения поглощается верхним слоем кожи, что вызывает ощущение погружения в расплавленный металл. Эффект, производимый этим лучом называют «незамедлительное и высоко мотивированное поведение спасения» или коротко «эффект „до свидания“» (англ. «Goodbye effect»).

Пентагон провел сертификационные испытания установки ADS на добровольцах (военнослужащих и резервистах), которые при облучении испытывали болевой шок и рефлекторное стремление немедленно скрыться из зоны поражения. Около 10 тыс. проведенных испытаний показали, что болевой порог достигался в течение 3 секунд облучения, а после 5 секунд боль становилась невыносимой. Однако только в 6 случаях испытуемые получали слабые ожоги в виде покраснений и вздутий кожи, а в одном случае — даже ожог второй степени.

В результате лабораторных и полевых сертификационных испытаний ВВС установлено, что установка ADS является несмертельным оружием, которое не представляет радиационного риска и в большинстве случаев не приводит к длительному поражению жертв. В свою очередь критики нового оружия предупреждают о возможных непредсказуемых последствиях СВЧ-облучения. Прошедший испытания экспериментальный комплекс ADS, получивший наименование System 1, устанавливается на шасси джипа Hummer и оснащен антенной системой, способной формировать луч диаметром 2 метра, эффективная дальность действия которого составляет 500 метров. Возможна установка малогабаритного СВЧ-комплекса на шасси БТР Stryker, а также на воздушные и морские платформы. Более мощный комплекс ADS планируется установить на борту спецсамолета AC-130.

В ходе испытаний были опробованы различные тактические приемы использования СВЧ-установки ADS в боевых операциях для поддержки наступления, подавления огневых точек и срыва контратак. Однако основное её предназначение — дистанционный разгон враждебно настроенной толпы и удаление гражданских лиц от контролируемых объектов. Испытания показали также, что защиту от СВЧ-облучения можно найти за каменной преградой.

Впервые существование программы ADS было открыто для прессы в 2001 году, но детали оставались засекреченными.

Ссылки Править