Викия

Контроль Разума

Ревизор (программа)

2109статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Ревизо́р (от лат. revisor — пересматривающий; ср. лат. revisio — пересмотр) — компьютерная программа, запоминающая состояние компьютера, следящая за изменениями файловой системы и сообщающая о важных или подозриельных изменениях пользователю.

Принцип работы ревизоров Править

Программа-ревизор следит за изменениями файлов на компьютере. Для этого не обязательно делать копии всех файлов. Достаточно запомнить названия файлов и папок, размеры файлов и их контрольные суммы (либо специальные хеш-функции). Эта информация занимает немного места на диске, но позволяет заметить изменение любого файла. Периодически (по расписанию) или по приказу пользователя ревизор проверяет текущее состояние файловой системы и сравнивает с прежним. О подозрительных изменениях немедленно сообщается, об остальных пользователь может узнать при желании.

Назначение ревизоров Править

Антивирусное средство Править

Программы-ревизоры изначально предназначались для использования в качестве антивирусов. Любой вирус каким-либо образом изменяет систему данных на диске. Например, могут появиться новые исполняемые файлы, измениться уже существующие, может появиться сектор на диске, не связанный с каким-либо файлом и т.д. При обнаружении подозрительных изменений ревизор бьет тревогу.

Достоинствами ревизоров как антивирусов являются:

  • Быстрота проверки. В отличие от сканеров, которые должны содержимое файлов сверить с тысячами известных вирусных сигнатур, "на лету" разархивировать архивы, распаковать упакованные исполняемые файлы и библиотеки, ревизор подсчитывает лишь контрольную сумму. Это даёт экономию времени в десятки раз.
  • Выявление любых новых вирусов. Если вирус отсутствует в базе данных (еще не занесён в базу или у данного пользователя устаревшая база), то сканер обычно не замечает вирус. Но любой вирус изменяет систему данных на диске, следовательно, выявляется ревизором.
  • Возможность восстановления некоторых испорченных и уничтоженных файлов, а также лечения некоторых файлов, заражённых неизвестными вирусами. Обычные сканеры могут лечить лишь файлы заражённые известными вирусами. Ревизоры сохраняют копии коротких файлов, наиболее важных файлов и файлов, чаще всего становящихся жертвами вирусов.

Ревизоры не в состоянии защитить компьютер от всех угроз со стороны вредоносного программного обеспечения, поэтому они обычно используются в комплексе с другими антивирусными средствами. (Например, при получении сигнала тревоги от ревизора запускается сканер.)

Многопользовательские компьютеры Править

Если одним компьютером может пользоваться более одного человека, то возникает необходимость в контроле. Некоторые пользователи могут совершать запрещенные действия (устанавливать игры, сборщики паролей, взламывать систему, захламлять диск фильмами, музыкой, изображениями, изменять настройки и т.д.). Ревизоры могут выявлять эти действия, а также возвращать систему в нормальное состояние, не откатывая полезных изменений.

Другие применения Править

С помощью ревизора пользователи могут решать и другие проблемы: найти переименованный файл либо файл с забытым названием, выяснить причину сильно уменьшившегося свободного пространства на диске и т.д.

Российские программы Править

Из российских программ наиболее известны AdInf (Advanced Diskinfoscope) и ревизор, встроенный в антивирус Касперского.

Викия-сеть

Случайная вики