Фэндом

Психоде́лики (также психеде́лики) — класс психоактивных веществ, действие которых в первую очередь заключается в изменении привычного мышления и восприятия (создании измененных состояний сознания). По химической структуре психоделики, как правило, имеют сходство с веществами-нейротрансмитерами, чем обуславливается способность целевым образом воздействовать на определенные регионы мозга и нервной системы.

Понятие психоделик, психоделический (англ. psychedelic) произошло от греческого ψυχη (psyche — разум, сознание) и δηλειν (delein, «проявлять»). Дословно термин можно перевести как «проявляющий сознание» (англ. mind manifesting). Психоделики часто характеризуются как вещества, «расширяющие» сознание (имеется ввиду расширяющие границы привычного сознания).

Вещества-психоделики принадлежат к более широкому классу галлюциногенов, включающих диссоциативы и холинолитики. Действие психоделиков уникально тем, что, в отличие от большинства других психоактивных веществ, например, опиатов или стимуляторов, они не гарантируют достижения заранее известного состояния ума, а вызывают смещение центра сознания — привычного мышления и восприятия (см. точка сборки), давая возможность испытывать переживания, обычно недоступные в неизмененном, ординарном состоянии. Психоделический опыт заключается в переживании данных неординарных форм сознания, схожих с трансом, медитацией или сновидениями.

С фармакологической точки зрения психоделики обычно являются агонистами серотониновых 5-HT2A рецепторов, и разделяются на две группы: триптамины и фенилэтиламины.

Происхождение термина Править

Термин был предложен американским психиатром Хамфри Осмондом в письме к писателю Олдосу Хаксли в середине 1950-х годов. Оба ученых изучали воздействие ЛСД, мескалина и подобных веществ на сознание человека. До этого в медицине для обозначения препаратов с подобным действием использовался термин галлюциноген (а также психотомиметик — «имитирующий состояние психоза»), однако, по их мнению, данное понятие носило предвзятый и отрицательный характер и «не отражало действительности», из-за чего должно было быть заменено. Начиная с 1956 года новое слово «психоделик» используется в научных работах.

Бум употребления психоделиков пришёлся на середину 1960-х годов и связан, прежде всего, с деятельностью Тимоти Лири — профессора психологии Гарвардского университета, ставшим своеобразным гуру ЛСД, а также американского писателя Кена Кизи.

История Править

Психоделики имеют долгую историю традиционного использования в народной медицине и религиозных практиках. Их способность воздействия на восприятие использовалась для физического и духовного лечения. Психоделики использовались людьми в шаманских и религиозных ритуалах, начиная с доисторических времен. В настоящее время в религиозных целях самые различные психоактивные вещества используются, например, индейцами Южной Америки. Часто в данном контексте психоделики известны под названием энтеогены.

Первый интерес к психоделикам в западной науке возник в середине-конце XIX века с началом изучения мескалина. После Второй мировой войны психоделики начали использоваться как лекарственные препараты.

Затем, начиная с 1960-х годов, широко распространилось употребление психоделиков в «рекреационных целях» как наркотиков, в том числе в культурах битников и хиппи (особенно ЛСД). ЦРУ проводило секретные эксперименты, в которых изучалось действие ЛСД на случайных, неподозревавших об этом людях (см. Проект «МК Ультра»). Политический скандал, вызванный этими экспериментами, а также тенденции к масштабным социальным переменам (например протесты против войны во Вьетнаме), возникшие в молодежной среде того времени, вызвали испуг консервативно настроенного общества и правительства, приведший к запрету и криминализации ЛСД, а в последствии и других психоделиков.

Некоторые психологи и спецслужбы использовали методы психотерапии, основанные на применении психоделиков.

В настоящее время в некоторых странах возобновляются работы по изучению действия психоделиков на сознание. Спонсированием, освещением и проведением современных исследований в области психоделиков и вопросами изменения политики относительно запрещенных психоделических веществ в медицине и психотерапии занимается, в частности, Мультидисциплинарная Ассоциация Психоделических Исследований (Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies, или MAPS) и Исследовательский институт Хеффтера([1] Heffter Research Institute).

Вещества Править

К психоделикам относятся синтетические и полусинтетические вещества (ЛСД, ДОБ, 2C-B, DOM, 5-MeO-DIPT), содержащиеся в некоторых видах грибов псилоцибин и псилоцин, мескалин (активный компонент кактуса пейота), LSA (семена ипомеи) и айяуаска (также айяваска, аяхуаска, айахуаска, от кечуа ayawaska) — традиционный шаманский чай, сваренный из различных растений, содержащих DMT или 5-MeO-DMT и гармин или аналогичные бета-карболины). Не следует относить к психоделикам диссоциативные вещества, такие как DXM, кетамин и PCP («ангельская пыль»), относящиеся к более обширному классу галлюциногенов. Тетрагидроканнабинол (активный компонент каннабиса) относится к так называемому классу «малых» психоделиков, способных вызвать психоделические переживания при больших дозах и лишь в некоторых случаях.[1] Некоторыми психоделическими свойствами обладают также и эмпатогены (MDMA, MDA).

Биохимия Править

По химическому строению психоделики разделяются на фенилэтиламины и триптамины, несколько различающиеся также и по характеру воздействия (на основе собственных опытов лица, интересующиеся этими веществами, иногда говорят, что субъективно фенэтиламины, в основном, более «холодные», «синтетические» и «жесткие» и что они «показывают», а триптамины, в основном, более «теплые», «живые» и «мягкие» и что они «рассказывают»). Следует отметить, что такая классификация довольно условна и триптаминовые психоделики правильнее было бы называть индольными, поскольку далеко не все вещества, считающиеся триптаминами, действительно ими являются (характерный пример — ЛСД, в действительности являющийся производным лизергиновой кислоты, эффекты которого, тем не менее, очень близки к триптаминовым).

На молекулярном уровне психоделики, в основном — экзогенные агонисты серотониновых рецепторов. Эксперименты на мышах показали, что внутриклеточное действие психоделиков связано с активацией Gi/o-белка и синтезом мРНК генов EGR-1 и EGR-2. Мишенью психоделиков является кора полушарий, и в особенности пятый слой нейронов.[2]

Воздействие психоделиков на человека Править

Основная статья: Психоделический опыт

Считается, что действие психоделиков заключается в выключении фильтров, отсеивающих сигналы, которые нормальное (привычное) состояние сознания считает ненужными. Эти сигналы могут исходить от различных функций мозга, включая чувства, эмоции, воспоминания, проявления бессознательного и подсознательного.[3] Возможность с некоторой долей сознательного контроля[4] «расширять сознание», «открывать двери восприятия», воспринимая вещи, практически недоступные для типичного, неизмененного состояния ума.[5]

Классическими психоделиками считаются ЛСД и мескалин. Психоделики, хотя (юридически) и считаются наркотиками, не вызывают физической, и, как правило, не вызывают психической зависимости[источник?], однако могут быть чрезвычайно опасны при необдуманном, неосторожном использовании, ввиду способности необычайно усиливать как положительные так и отрицательные эмоции, мысли, переживания, а также вызывать дезориентацию, дереализацию, деперсонализацию, и другие психотические явления, особенно у неуравновешенных и психически больных людей. Психоделический опыт определяется не только веществом, изменяющим сознание, а в большей мере сетом и сеттингом (установкой и обстановкой).

Некоторые возможные эффекты психоделических веществ:

Некоторые исследователи полагают, что эффекты психоделиков имеют природу, близкую к религиозному чувству, а изменение восприятия и сознания под воздействием психоделиков аналогично подобным изменениям, практикуемым в йоге (наиболее близко психоделический опыт похож на странствия сознания после смерти физического тела, описанные в Тибетской книге мёртвых) и переживаемыми в ходе духовных практик (медитаций, созерцания и др.) в ряде недуальных восточных учений и традиций. Такие состояния носят различные названия — самадхи в индуизме, дхьяна в буддизме, сатори в дзэн и т. п..

Интересующиеся изменением сознания люди могут увлекаться такими практиками (а также движением нью-эйдж). Также трансперсональная психология (работы Станислава Грофа) утверждает, что под воздействием психоделиков можно испытать повторное переживание собственного рождения, что является мостом между обычным и трансперсональным состояниями сознания.

Личности Править

См. также Править

Ссылки Править

Примечания Править

  1. ГайдукЭнциклопедияКонопли/Психоделики.
  2. Hallucinogens Recruit Specific Cortical 5-HT2A Receptor-Mediated Signaling Pathways to Affect Behavior
  3. Aldus Huxley The Doors of Perception and Heaven and Hell. — ISBN 0-0605951-8-3
  4. Сознательный контроль, безусловно, гораздо сильнее на этапе подготовки к приёму психоделиков, а не во время их действия
  5. Обычно схожих состояний без психоделиков можно добиться лишь тяжёлым трудом на ниве духовных практик
  6. Данные эффекты описаны в работе С. Грофа, см.
    Stanislav Grof When the Impossible Happens: Adventures in Non-ordinary Reality. — 2006. — 360 с. — ISBN 978-1591794202
en:Psychedelic drug

es:Droga psicodélica fa:روان‌گردان pl:Psychedeliki pt:droga psicodélica fi:Psykedeeli

Также на Фэндоме

Случайная вики