ФЭНДОМ

Псевдоэфедрин
Псевдоэфедрин
Псевдоэфедрин (Pseudoephedrinum)
Химическое соединение
ИЮПАК /S-(R*,R*)/-альфа-/1-(Метиламино)этил/бензолметанол (в виде гидрохлорида, резината или сульфата)[1]
Брутто-
формула
</span>
 ?
Классификация
Фарм.
группа
Адрено- и симпатомиметики (альфа-, бета-)[1]
АТХ R01BA52
МКБ-10 H65.0, H65.1, H68., J01., J05., J20., J30., J44., R60.0, T70.0[1]
Лекарственные формы
таблетки 30 мг («Дэфедрин»)[2]
Торговые названия
«Дэфедрин»[2]

Псевдоэфедри́н (лат. Pseudoephedrinum, англ. Pseudoephedrine, CAS-код 90-82-4, брутто-формула C10H15NO) — адреномиметическое, сосудосуживающее, бронходилатирующее, антиконгестивное лекарственное средство. Алкалоид, выделяемый из побегов эфедры хвощевой (Ephedra equisetina Bge.), в которых содержится совместно с эфедрином.

Бесцветные игольчатые кристаллы или белый кристаллический порошок со слабым специфическим запахом, легко растворим в воде и этаноле, умеренно — в хлороформе.

По фармакологическим свойствам близок к эфедрину, но менее активен и токсичен.[1]

Общая информация Править

Псевдоэфедрин был предложен для применения у взрослых при бронхиальной астме (при формах лёгкой и средней тяжести) и астматических бронхитах. Однако, в настоящее время при наличии эффективных бронхолитических адреностимуляторов (орципреналина, фенотерола, сальбутамола и др.), метилксантинов (теопэка и др.), холинолитиков (тровентола, атровента и др.) ни эфедрин, ни псевдоэфедрин широкого применения при лечении бронхиальной астмы не имеют.[источник?]

На данный момент псевдоэфедрин позиционируется как деконгестант для системного применения (АТХ группа R01B), в том числе в различных комбинациях: декстрометорфан + парацетамол + псевдоэфедрин (препараты «Гриппекс», «Грипэнд», «Далерон Колд 3»), парацетамол + псевдоэфедрин + хлорфенамин (препараты «АнтиФлу», «ТераФлю»). Но из-за нежелательных эффектов, в частности из-за частого развития бессонницы и повышения артериального давления, также не находит широкого применения.[3]

Фармакологическое действие Править

Оказывает альфа-адреностимулирующее, бета-адреностимулирующее, бронходилатирующее и вазоконстрикторное действие, стимулирует ЦНС, проявляет кардиостимулирующее действие, повышает артериальное давление.[2]

Возбуждает альфа-адренергические рецепторы сосудов слизистой оболочки дыхательных путей и вызывает их сужение. Уменьшает гиперемию тканей, отек и заложенность носа, улучшает проходимость носовых путей. Способствует дренированию выделений из носовых пазух и открытию отверстия закупоренной евстахиевой трубы.

После приема внутрь начинает действовать через 15—30 мин., максимальный эффект достигается через 30—60 мин., продолжительность действия 3—4 ч. Метаболизируется в печени (частично). Выводится почками (в неизмененном виде около 55—75 %). При кислой реакции мочи скорость выведения увеличивается. Проникает в грудное молоко.[1]

Применение Править

Показания

Бронхиальная астма (легкой и средней тяжести), хроническая обструктивная болезнь легких, артериальная гипотензия.[2]

Отечность слизистой оболочки носа, околоносовых пазух и евстахиевой трубы при рините (острый, вазомоторный, аллергический), синусите (острый, подострый), аэроотите, среднем отите (острый серозный), в том числе с отеком евстахиевой трубы, остром евстахиите, крупе, остром трахеобронхите, в том числе в качестве вспомогательного средства при комбинированной терапии с анальгезирующими, антигистаминными, противокашлевыми, отхаркивающими средствами и антибиотиками.

Показана эффективность при лечении недержания мочи при напряжении (во время кашля или при других усилиях) и слабости уретрального сфинктера.[1]

Противопоказания

Гиперчувствительность, артериальная гипертензия, коронароатеросклероз, атеросклероз сосудов головного мозга, хроническая средечная недостаточность, тиреотоксикоз, бессонница, беременность.[2] Детский возраст (до 12 лет).[1]

С осторожностью

Сахарный диабет, предрасположенность к глаукоме, гипертрофия предстательной железы.

Применение при беременности и кормлении грудью

Противопоказано при беременности (исследования у человека не проводились). Исследования на животных не выявили тератогенного действия на плод, но псевдоэфедрин понижал среднюю массу и длину тела, скорость образования костного вещества в скелете у плода животных.

На время лечения следует прекратить грудное вскармливание (риск побочных эффектов симпатомиметических аминов для новорожденных и недоношенных детей).[1]

Побочное действие

Тремор, сердцебиение, психическое возбуждение, бессонница, задержка мочи, снижение аппетита, рвота, повышенное потоотделение, аллергические реакции (кожная сыпь).[2]

Режим дозирования Править

Внутрь, независимо от приема пищи, по 0,03—0,06 г 2—3 раза в сутки. Курс лечения 10—20 дней. Поддерживающая терапия — 0,03 г/сут. (на ночь).[2]

Взаимодействие

Средства для ингаляционного наркоза, в том числе хлороформ, галотан, трихлороэтилен и другие производные углеводородов (повышают чувствительность миокарда к псевдоэфедрину), препараты наперстянки и леводопы повышают риск развития тяжелых желудочковых аритмий. Снижает эффект антигипертензивных и диуретических средств, бета-адреноблокаторов, усиливает — лекарственных средств, стимулирующих ЦНС. Соли лимонной кислоты увеличивают продолжительность действия (снижают скорость выведения с мочой). Кокаин (при аппликации на слизистые оболочки) усиливает действие на сердечно-сосудистую систему (взаимно) и повышает риск неблагоприятных эффектов. Ингибиторы МАО, в том числе селегилин (вследствие накопления катехоламинов во внутринейрональных депо), фуразолидон, прокарбазин, симпатомиметики, в том числе агонисты бета-адренорецепторов и гормоны щитовидной железы потенцируют эффективность и повышают возможность развития побочных эффектов. Ослабляет антиангинальный эффект нитратов. Алкалоиды раувольфии ослабляют действие (вследствие истощения запасов катехоламинов).[1]

Особые указания Править

С осторожностью назначают пожилым (информация о зависимости эффекта от возраста у пожилых людей отсутствует). У мужчин пожилого возраста высока вероятность гипертрофии предстательной железы, что может потребовать корректировки дозы. Не следует назначать в период применения ингибиторов МАО и в течение 14 дней после их отмены.

Необходимо принимать препарат за несколько часов до сна, чтобы снизить до минимума возможность появления бессонницы.[1]

Псевдоэфедрин может вызывать нарушения сна и кошмары, особенно у детей младшего возраста[4], также применение псевдоэфедрина связывалось с редкими случаями возникновения визуальных галлюцинаций у детей.[5]

Обращение

Список IV. Список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.[1]

Хранение

Список Б. В сухом, защищённом от света месте.

Примечания Править

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Псевдоэфедрин. Реестр лекарственных средств. РеЛеС.ру (15.10.2002).  Проверено 11 мая 2008.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Поиск по базе данных ЛС, опции поиска: МНН — Псевдоэфедрин, флаги «Искать в реестре зарегистрированных ЛС», «Искать ТКФС», «Показывать лекформы». Обращение лекарственных средств. ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Росздравнадзора РФ (27.03.2008). — Типовая клинико-фармакологическая статья является подзаконным актом и не охраняется авторским правом согласно части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации №230-ФЗ от 18 декабря 2006 года.  Проверено 11 мая 2008.
  3. Тарасов А. А., Каманин Е. И., Крюков А. И. и др. Острый бактериальный риносинусит: современные подходы к диагностике и антибактериальной терапии в амбулаторных условиях // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия : журнал. — 2002. — Т. 4. — № 1.
  4. Четли Э. Лекарства и дети // Проблемные лекарства = Problem Drugs. — пер. с англ.. — Рига, Латвия: Ландмарк, 1998. — 352 с. — ISBN 9984-9066-2-0
  5. Четли Э. Лекарства от кашля и насморка // Проблемные лекарства = Problem Drugs. — пер. с англ.. — Рига, Латвия: Ландмарк, 1998. — 352 с. — ISBN 9984-9066-2-0

Внешние ссылки Править

de:Pseudoephedrin

en:Pseudoephedrine es:Seudoefedrina fr:Pseudoéphédrine hu:Pszeudoefedrin ja:塩酸プソイドエフェドリン nl:Pseudo-efedrine no:Pseudoefedrin pl:Pseudoefedryna pt:Pseudoefedrina simple:Pseudoephedrine

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики