ФЭНДОМ

Пропага́нда (propaganda — подлежащее распространению) — распространение каких-либо политических, философских, научных, художественных и других идей.

От пропаганды следует отличать агитацию. Агита́ция (agitatio — приведение в движение) — устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям. Современный синоним — публичная дипломатия.

История пропаганды Править

Изначально слово «пропаганда» использовали для миссионерской деятельности, осуществляемой католической церковью.[1]

Цели пропаганды Править

Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции. Пропаганду нельзя сравнивать с рекламой. Реклама ближе к самопрезентации или к информационному жанру. Сердцевину широкого семейства информационных жанров — деловых, политических, религиозных — составляет объявление. Когда исходная сигнальная функция сообщения концентрирует в себе элементы экспрессии (эмоциональной выразительности) и суггестии (внушения), реклама приобретает наибольшую эффективность. Реклама, призывающая к конкретным политическим действиям, превращается в агитацию. Даже если агитационная реклама стремится вызвать больше коллективное, чем индивидуальное действие, она остаётся агитационной рекламой. В отличие от рекламы пропаганда не ограничена жесткими временными рамками и ее непросто выявить. Реклама воздействует прежде всего на эмоции людей. Пропаганда воздействует как на эмоции, так и на разум людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей.

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.

Когда векторы интересов широких масс и конкретной группы лиц направлены в противоположные стороны, производимая этой группой пропаганда несет вред обществу. Более того, пропагандист вынужден идти на сознательный обман, чтобы скрыть реальные последствия тех действий, которые он призывает совершить людей. Сюда можно отнести, например, табачные компании, создающие привлекательные, мужественные образы, которые убеждают потребителей, что сигареты такой-то марки курят только «крутые ребята». Внизу всегда есть предостерегающая надпись «Минздрав предупреждает…» (благодаря закону «О защите прав потребителей»), но «крутой» имидж все равно действует. Это не откровенный обман, но все-таки умолчание о негативных последствиях курения, давно подтвержденных исследователями.

Военная пропаганда Править

  • Пропаганда плена
Побуждение противника к сдаче в плен, пропаганда плена — одно из самых перспективных и эффективных направлений психологической войны. Однако, как считают специалисты, очень важно при этом выбирать правильные формы и средства воздействия:
  • не приукрашивать и не идеализировать пребывание в плену;
  • сообщать конкретные факты, призванные рассеивать страх перед неизвестностью плена и его трудностями;
  • подводить военнослужащих к мысли о целесообразности сдачи в плен во имя конечной цели — вернуться домой живым.
Результативность этого направления психологических операций можно проиллюстрировать на примере войны во Вьетнаме. За период боевых действий примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника. По подсчетам зарубежных специалистов, расходы американской армии на то, чтобы убить одного бойца Вьетконга составили в среднем 400 тысяч долларов, в то время как убеждение сдаться обходилось всего-навсего в 125 долларов на человека.
  • Пропаганда военных успехов
  • Пропаганда путем критического анализа своих ошибок
  • Пропаганда путем внушения страха поражения

История пропаганды Править

Пропаганда в СССР Править

Знаменитые мастера пропаганды Править

Файл:Плакат То бежит храбрейший...jpg
  • Пауль Йозеф Геббельс — главный пропагандист германских нацистов (партии НСДАП), министр пропаганды Третьего рейха.
  • Рисаль, Хосе — самый знаменитый филиппинский пропагандист, был арестован и казнён в 1896 году за подрывную деятельность.

Технология изготовления и распространения пропаганды Править

Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.

Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количеством привлечённых сторонников к планируемому количеству.

Можно выделить три основных критерия содержания эффективной пропаганды:

  1. Наличие центрального тезиса;
  2. Лёгкость для понимания целевой аудиторией;
  3. Сложность для критики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость друг другу и т. п.; или хотя бы видимость этого).

Таким образом, будет продвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) и устойчивая к критике со стороны (3). Причём должен быть соблюдён баланс между (2) и (3). Если баланс не соблюдён, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.

Что касается формы, можно выделить следующие критерии:

  1. Чёткость центрального тезиса — он не должен сливаться с фоном;
  2. Привлекательность фона.

Пропаганда существует и в интернете. Поскольку классический официозный интернет сайт заведомо мало посещаем, разработаны более тонкие формы. Это агенты влияния на форумах[2], прямые атаки неугодных серверов[3].

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики