Фэндом

Контроль Разума

Продажа Аляски

2110статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Продажа Аляски — приобретение Аляски и Алеутских островов Северо-Американскими Соединёнными Штатами у Российской империи в 1867 году.

Подоплёка Править

Аляска, открытая в 1732 русской экспедицией под руководством М. С. Гвоздева и И. Фёдорова, была единственным владением России в Северной Америке. Она осваивалась не государством, а частными компаниями, с 1799 специально учреждённой монополией — Русско-американской компанией (РАК).

Площадь территории составляла около 1 600 000 км², и она была практически необжита. В начале XIX века Аляска приносила доходы за счёт торговли пушниной, однако к середине века стало очевидно, что расходы на содержание и защиту этой отдалённой и уязвимой с геополитической точки зрения территории будут перевешивать потенциальную прибыль.

Непосредственно к востоку от Аляски простирались канадские владения Британской империи (формально компании Гудзонова Залива). Отношения России и Британии определялись геополитическим соперничством, и подчас были открыто враждебными. Во время Крымской войны возможность прямого столкновения в Америке стала реальной. В этих условиях, весной 1854 РАК заключила соглашение с Американо-русской торговой компанией в Сан-Франциско о фиктивной (временно, сроком на три года) продаже всех своих владений и имущества за 7 миллионов 600 тысяч долларов. Соглашение не вступило в силу, так как РАК удалось договориться с британской компанией Гудзонова Залива.

Переговоры Править

Идея продажи исходила от России, её автором являлся великий князь Константин Николаевич (младший брат Александра II), впервые озвучивший это предложение весной 1857 в специальном письме министру иностранных дел А. М. Горчакову. Позиция МИДа сводилась к изучению вопроса, и было решено отложить его реализацию до истечения срока привилегий РАК в 1862. А затем вопрос временно стал неактуальным в связи с Гражданской войной в США.

16 декабря 1866 года состоялось специальное совещание, на котором присутствовали Александр II, великий князь Константин, министры финансов и морского министерства и российский посланник в Вашингтоне барон Эдуард Стекль. Все участники одобрили идею продажи. По предложению министерства финансов был определен порог суммы — не менее 5 миллионов долларов. 22 декабря 1866 г. Александр II утвердил границу территории. В марте 1867 года Стекль прибыл в Вашингтон и официально обратился к госсекретарю Уильяму Сьюарду.

Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Стоимость сделки составила 7,2 миллионов долларов золотом. К США переходили весь полуостров Аляска, береговая полоса шириной в 10 миль южнее Аляски вдоль западного берега Британской Колумбии; Александра архипелаг; Алеутские острова, острова в Беринговом море: Св. Лаврентия, Св. Матвея, Нунивак и острова Прибылова — Сен-Пол и Сен-Джордж. Общий размер уступаемой Россией сухопутной территории составлял 1519 тысяч кв. км, что составляло 0,0004 центов за квадратный метр.

Сенат США, в лице комитета по иностранным делам, высказывал сомнения в целесообразности столь обременительного приобретения, тем более в обстановке, когда в стране только что закончилась гражданская война. Тем не менее, сделка была одобрена 37 голосами за и при двух голосах — против. 3 мая договор был подписан Александром II (ратифицирован). 8 июня в Вашингтоне состаялся обмен ратификационными грамотами.

18 октября 1867 Аляска официально была передана США. Со стороны России протокол о передаче подписал капитан А. А. Пещуров, после чего флаг Российской империи был спущен, и поднят флаг США.

В этот же день был введен действовавший в США григорианский календарь. Таким образом, жители Аляски легли спать 6 октября и проснулись 18 октября. Целесообразность приобретения Аляски стала очевидна тридцать лет спустя, когда на Клондайке было открыто золото и началась знаменитая «золотая лихорадка».

Решение о выделении средств, предусмотренных договором, было принято Палатой представителей Конгресса США спустя год. 1 августа 1868 Стекль получил от казначейства чек. Сумму в 7 миллионов 35 тысяч долларов он перевёл, согласно инструкциям, в Лондон. Остальные 165 тысяч составили накладные расходы (в том числе 21 тысяча — вознаграждение Стеклю от правительства). Считается, что из этой суммы около 100 тыс. долларов было израсходовано на подкуп американских чиновников.

Договор Править

ДОГОВОР О ПРОДАЖЕ РОССИЕЙ ПОЛУОСТРОВА АЛЯСКА СОЕДИНЕННЫМ ШТАТАМ АМЕРИКИ 18 (30) марта 1867 г.

Cт. 1. Е. в. имп. всерос. сим обязуется уступить Соединенным Штатам... всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова. Сказанная территория заключается в нижеозначенных географических границах, а именно: восточною границею служит линия разграничения между российскими и британскими владениями в Северной Америке, как таковая линия постановлена конвенциею, заключенною между Россиею и Великобританиею 16/28 февраля 1825 года... Западная граница... проходит через точку в Беринговом проливе под 65° и 30' северной широты в ее пересечении с меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна... от острова Ратманова.., и направляется по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане... Граница... включает в уступленную территорию все Алеутские острова, лежащие к востоку от... меридиана [193° западной долготы]. Cт. 2. [Передача одновременно с территорией права собственности на все публичные здания. Церкви, воздвигнутые русским правительством, остаются собственностью членов православной церкви]. Ст. 3. Жители уступленной территории могут по своему желанию возвратиться в Россию в трехгодичный срок, сохраняя свою национальность. Но если они предпочитают оставаться в уступленной стране, то они, за исключением, однако, диких туземных племен, должны быть допущены к пользованию всеми правами.., предоставленными гражданам Соединенных Штатов... Дикие же племена будут подчинены законам и правилам, которые... могут быть постановляемы Соединенными Штатами в отношении к туземным племенам этой территории. <...> Ст. 6. На основании вышеустановленной уступки, Соединенные Штаты обязываются заплатить... дипломатическому представителю или иному е. в. имп. всероссийским надлежаще уполномоченному лицу, семь миллионов двести тысяч долларов золотою монетою...

Чек, использовавшийся для покупки Аляски:

http://wiki.psiterror.ru/images/1/1b/Alaska_Purchase_cheque_800.jpg

Популярные заблуждения Править

  • Некоторые авторы утверждают, что 80 % золотых слитков, положенных России в качестве оплаты по Аляскинскому договору, до Санкт-Петербурга так и не дошли, ибо перевозивший их американский корабль «Оркни» при полном штиле затонул в Балтийском море. Достоверность этой истории сомнительна.[1]
  • В российской публицистике бытует миф о том, что Аляска на самом деле была не продана, а сдана в аренду на 99 лет, но СССР по каким-то причинам не потребовал её обратно. [2] [3]
  • По вине музыкальной группы «Любэ», у которой есть песня «Не валяй дурака, Америка!», существует ошибочное мнение, что Аляску продала императрица Екатерина II.

Интересные факты Править

Российская империя продала Аляску всего за 7 миллионов долларов, то есть дешевле, чем в то же время стоило казначейству штата Нью-Йорк одно-единственное трёхэтажное здание нью-йоркского окружного суда, построенное «шайкой Твида».

Также на Фэндоме

Случайная вики