Фэндом

Прогрессоры в научно-фантастической литературе — представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит содействие историческому прогрессу цивилизаций, находящихся на более низком уровне общественного развития.

Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими и первоначально использовался лишь применительно к миру Полудня, позднее идею прогрессорства развил Сергей Лукьяненко в своей дилогии «Звёзды — холодные игрушки», придав ему, правда, совершенно другое значение и введя новую специализацию «регрессор», в чьи обязанности входило уменьшение уровня недружественных цивилизаций, подготовки почвы для прогрессоров.

Схожую с прогрессорством концепцию разработал Йен М. Бенкс в своих книгах, посвящённых вселенной «Культуры».

Прогрессоры мира Полудня Править

Организация Править

У Стругацких прогрессоры — это коллективное название как сотрудников Института экспериментальной истории (ИЭИ),[1] так и агентов земного Совета Галактической Безопасности.[2] Как правило, в сферу их компетенции входят только человеческие цивилизации, так как прогрессорам, судя по всему, не хватает смелости вмешиваться в дела нечеловеческих рас, таких как, например, леонидяне и голованы, с которыми Земля предпочитает просто поддерживать дипломатические контакты.

Отдавая себе отчёт в возможной ксенофобии со стороны местного населения, прогрессоры предпочитают действовать скрытно и никогда не выходят из-под прикрытия, за исключением критических случаев. Обычно лишь горстка гениальнейших местных учёных и наиболее надёжных лидеров знает об их истинном происхождении. Таким образом, работа прогрессоров практически мало отличается от работы современных нелегальных разведчиков в иностранных государствах — они должны определённым образом залегендировать своё появление и играть в повседневной жизни роль местных аборигенов. Поскольку прогрессоры — это обычные земные люди, хоть и отобранные специальным образом, при планировании их миссий пришлось решать проблему совмещения жизненных установок и поведенческих стереотипов землянина XXII века с особенностями поведения и восприятия аборигенов. Это достигается с помощью специальной процедуры, известной как «психическое кондициорирование». Суть процедуры не описывается, судя по отдельным оговоркам, она включает, помимо прочего, моделирование ситуаций, с которыми придётся столкнуться прогрессору, и «постановку» правильной реакции на них. У прогрессоров подавляется естественная брезгливость и выработанные социумом реакции нетерпимости по отношению к недостойному поведению окружающих, насилию, грубости, прививаются собственные стереотипы поведения, типичные для общества, где прогрессор будет работать. При возвращении на Землю прогрессоры проходят процедуру рекондиционирования, которая возвращает психику объекта в исходное состояние.

Многие известные факты о деятельности Странников можно интерпретировать так, что эта сверхцивилизация тоже имеет свой институт прогрессорства и развивает ряд цивилизаций, включая Землю, опережая их во всем — от эффективности до неуловимости.

Истоки прогрессорства Править

Частично причины появления прогрессорства описаны Горбовским в конце книги «Волны гасят ветер». Он формулирует их как «плач по собственной истории» — землянам невыносимо видеть, как подобные им, но более молодые общества «ходят по тем же самым граблям», совершают известные трагические ошибки. Естественное желание — уберечь младших братьев по Вселенной от лишнего горя и потрясений, сделать их путь к совершенной цивилизации более прямым и менее опасным.

Оценка деятельности Править

Аналогии прогрессорства в реальной истории довольно прозрачны — это деятельность агентов более развитых (в каком-либо отношении) государств в странах «третьего мира». В реальности такая деятельность часто вызывает упрёки в том, что «миссионеры» развитых стран действуют не из соображений пользы для слабых, а из соображений собственной материальной выгоды (геополитических приобретений, получения доступа к природным ресурсам и так далее). Изначально постулировав безусловно-гуманные цели прогрессорства, Стругацкие, тем не менее, показывают, что даже в такой интерпретации прогрессорская деятельность может оцениваться, как минимум, неоднозначно.

Оценку прогрессорства Стругацкие, как правило, предоставляют читателю, однако иногда авторское мнение «прорывается», например, в тех же «Волнах» в изложении позиции Тойво Глумова, который считает недопустимым как минимум прогрессорство Странников, и высказывании Горбовского: «Сверхцивилизации так же нелепо заниматься Прогрессорством, как нам сейчас учреждать бурсы для подготовки деревенских дьячков…».

Отношение современников к прогрессорам достаточно откровенно описано в «Жуке в муравейнике». Его можно сравнить с отношением к сотрудникам органов государственной безопасности: слегка опасливое, часто неодобрительное. Большинство признаёт, что эти люди делают нужное и важное дело, но предпочитает ни к этим людям, ни к их делам не иметь касательства. Каммерер говорит: «Признаюсь совершенно откровенно: я не люблю прогрессоров, хотя сам был, по-видимому, одним из первых прогрессоров еще в те времена, когда это понятие употреблялось только в теоретических выкладках». И причина такого отношения — то, что прогрессоры вынужденно выходят за границы морали, на которой стоит земное общество.

Я прекрасно помню это видение мира, когда любой носитель разума априорно воспринимается как существо, этически равное тебе, когда невозможна сама постановка вопроса, хуже он тебя или лучше, даже если его этика и мораль отличаются от твоей…
И тут мало теоретической подготовки, недостаточно модельного кондиционирования — надо самому пройти через сумерки морали, увидеть кое-что собственными глазами, как следует опалить собственную шкуру и накопить не один десяток тошных воспоминаний, чтобы понять наконец, и даже не просто понять, а вплавить в мировоззрение эту, некогда тривиальнейшую мысль: да, существуют на свете носители разума, которые гораздо, значительно хуже тебя, каким бы ты ни был… И вот только тогда ты обретаешь способность делить на чужих и своих, принимать мгновенные решения в острых ситуациях и научаешься смелости сначала действовать, а потом разбираться.
По-моему, в этом сама суть прогрессора: умение решительно разделить на своих и чужих. Именно за это умение дома к ним относятся с опасливым восторгом, с восторженной опаской, а сплошь и рядом — с несколько брезгливой настороженностью. И тут ничего не поделаешь. Приходится терпеть — и нам, и им. Потому что либо прогрессоры, либо нечего земле соваться во внеземные дела…

И это позволяет сформулировать более общий вопрос: а допустимо ли для общества создавать и поддерживать институты, сама суть которых требует, чтобы некоторые члены общества выходили за границы морали?

Любопытно, что в отношении к прогрессорской деятельности землян у Стругацких можно чётко выделить три принципиально разных подхода, в зависимости от того, в каких обстоятельствах эта деятельность ведётся.

  • Профессиональные прогрессоры. Сотрудники соответствующих учреждений, специально отобранные и подготовленные, работающие по разработанным специально для них легендам, экипированные, вооружённые, поддерживающие связь со своими и профессионально выполняющие свою работу. Отношение к ним соответствует вышеописанному.
  • Профессионалы, которые не выдержали и сломались. Антон-Румата и многие другие на Арканаре, кто не выдержал и вместо аккуратного продвижения по заданной базисной теорией линии вынул меч и начал всерьёз драться, убивать, свергать и вести за собой. С одной стороны, совершенно прямо говорится, что их срывы принесли множество бед и ничего не сделали лучше. Однако люди эти описываются с симпатией и пониманием. Их не обвиняют, они — просто свидетельство того, что добрый и гуманный человек тоже не из железа выкован и выдержать может многое, но не всё. Кроме того, они — ещё один повод для вопроса: а надо ли этим заниматься, если польза под вопросом, а реальный вред для реальных людей — налицо?
  • «Прогрессор поневоле» Каммерер. Он стоит совершенно особняком. В отличие от профессионалов, по сути — богов, спустившихся с небес поиграть среди смертных, он становится частью инопланетного общества, куда его занесли обстоятельства. Он не на прогулке, не на задании, он — дома. Да, он намного сильнее аборигенов Саракша, но и только. Он не воплощает никаких умозрительных теорий, он просто хочет сделать свой новый дом лучше. Тот факт, что он своей деятельностью мешает профессионалам и в конце концов срывает план умиротворения Саракша, в данном контексте не имеет значения. Максим действительно рискует жизнью, без какой-либо надежды на помощь и поддержку Земли. И это обстоятельство делает его поведение, в отличие от поведения профессионалов, безусловно этичным. Он получает выстраданное право действовать и выступать от имени жителей планеты. И в заключительной встрече Максима со Странником в «Обитаемом острове» «прогрессор поневоле» одерживает безусловную моральную победу над прогрессором-профессионалом: «Но свою главную задачу я знаю твердо: пока я жив, никому здесь не удастся построить еще один Центр. Даже с самыми лучшими намерениями…»

Деятельность прогрессоров в XXII веке Править

Середину двадцать второго столетия ознаменовал взлет популярности ИЭИ и прогрессорства, и ниже приведен список наиболее значимых их операций.

  • Операция на Сауле. Эта операция не была описана ни в одной из книг, однако, вероятнее всего, она началась в 2141 году, сразу же после открытия Саулы и реактивации ИЭИ. (Информация уязвима для критики. В тексте повести «Попытка к бегству» указана дата открытия Саулы 22 апреля 2250 года.)
  • Операция на Арканаре. Несмотря на то, что Арканар был открыт еще в 2134 году, полноценная прогрессорская деятельность на этой планете была развернута лишь в 2141-м.[источник?] Так как к этому моменту планета большей частью перешла в стадию Ренессанса, действия прогрессоров в основном сводились к защите и, по необходимости, спасению местных учёных и деятелей искусства от консервативных властей. Помимо этого, именно на Арканаре оттачивалась Базовая Теория Феодализма. Данная операция была также печально известна огромным количеством нервных срывов и психологических травм, полученным при исполнении местной агентурой ИЭИ — наиболее известна в этом отношении «арканарская резня».
  • Операция на Гиганде. Как и Арканар, Гиганда была открыта задолго до развёртывания на ней полноправной прогрессорской операции (в 2136 году). К 2177 году прогрессорам удалось остановить мировую войну, судя по всему, кипевшую на планете задолго до её обнаружения Землей. Корней Яшмаа, один из «подкидышей», принял самое деятельное участие в этой операции, особенно в 77-м.
  • Операция на Саракше. Сразу же после открытия Саракша [источник?] в 2148 году эта планета стала объектом пристального внимания прогрессоров, долгое время предводительствуемых лично шефом КОМКОНа-2, Рудольфом Сикорски. Девять лет прогрессоры отчаянно пытались удержать контроль над ситуацией на Саракше и помирить соперничающие государства, но все их усилия были обращены в прах не разобравшимся в ситуации землянином Максимом Каммерером в 2157-м. «Кризис Каммерера» был вторым серьёзным фиаско ИЭИ.
    • Операция «Голован в космосе». Под-проект операции на Саракше, эта операция была начата сразу после установления контакта с голованами в 2160 году. Группа ученых, ведомая Львом Вячеславовичем Абалкиным (знатоком Голованов и «подкидышем» в одном лице), успешно передала ряд важных космических технологий киноидной расе, используя небо над Пандорой как тренировочный полигон, а также помогла им основать посольство на Земле.
    • Операция «Штаб». Целью этой операции, начатой в 2169-м, была инфильтрация в силовые структуры Островной империи агента Гурона (Лев Абалкин). Несмотря на успешное начало операции, Абалкин вскоре «застрял» в штабе группы флотов «Ц», после психического спазма (по мнению [Сикорски] Абалкин убил земного связного Тристана, но это не доказано), был отправлен на Землю, где и погиб (см. «Жук в муравейнике»).
    • Судя по оговоркам в «Волнах», уже после гибели Абалкина Каммерер на какое-то время возвращался к прогрессорской деятельности и добился того, к чему готовили Абалкина — побывал в Столице Островной Империи. Книга «Белый Ферзь» (рабочее название), описывающая работу Максима в ходе этой операции, известна из интервью Бориса Стругацкого, из-за смерти Аркадия Стругацкого она так никогда и не была дописана.
  • Операция «Ковчег» была начата в 2161 году, сразу же после открытия Панты, и подразумевала полную депортацию всех пантиан на любую другую планету, не находящуюся под угрозой звездного катаклизма. Изначально выбор пал на планету, которая так и была названа — Ковчег, однако после обнаружения на ней местной разумной расы, прогрессорам пришлось искать более подходящее место. С этого момента у операции появилась вторая цель — установить контакт с местной цивилизацией. Из книг Стругацких неясно, как (если вообще) операция «Ковчег» была завершена.
  • Операция «Мёртвый мир». Целью этой операции, начатой в 2162-м, было спасение остатков местного населения Надежды, чья родная планета была опустошена глобальной экологической катастрофой, но жители Надежды оказали им активное сопротивление, судя по всему, видя в их помощи очередную западню Странников. Лев Абалкин и его напарник-Голован, Щекн-Итрч Правильное произношение: Щекн (http://rusf.ru/abs/abs_udar.htm), участвовали в этой операции в 62 году.

К концу семидесятых годов общественное мнение по отношению к Институту Экспериментальной Истории изменилось настолько, что заставило его прекратить запуск новых операций.

Прогрессоры у Лукьяненко Править

В отличие от прогрессоров Стругацких, являющихся бескорыстными паладинами альтруизма и науки, у Лукьяненко они представляют собой лишь инструмент в руках властей одной из наиболее технологически развитых цивилизаций, описанных в книгах «Звёзды — холодные игрушки» и «Звёздная тень» — геометров. Такое название им дали обнаружившие их планету люди, осознав, что те искусственно придали её континентам геометрически правильные формы квадрата и круга. Цивилизация Геометров во многих аспектах очень похожа на Землю мира Полудня, что неудивительно, если учесть, что сам Лукьяненко прокомментировал, что остался недоволен системой, описанной Стругацкими, и представил свое видение её.

Геометры были убеждены в возможности построения межзвёздного братства рас (фактически, формы империализма, не свойственного миру Полудня) и преследовали свою цель, подводя под свой уровень технологии все встреченные цивилизации и предлагая им после этого дружбу и братство. Таким образом, «прогрессорами» называли себя те Геометры, в чьи обязанности входило поднятие научного и социального статуса менее развитых цивилизаций. По аналогии, существовали и «регрессоры», которым поручалось снижение уровня рас, путем уничтожения «лишних» научных достижений, по возможности сохраняя культурные, до тех пор, пока они не были готовы присоединиться к братству Геометров, затем начиналось их прогрессирование.

Также на Фэндоме

Случайная вики