ФЭНДОМ

Отравляющие вещества́ (ОВ) — токсичные химические соединения, предназначенные для поражения живой силы противника во время военных действий. Могут проникать в организм через органы дыхания, кожные покровы и пищеварительный тракт. Боевые свойства (боевая эффективность) ОВ определяются их токсичностью (обусловленной способностью ингибировать ферменты или взаимодействовать с рецепторами), физико-химическими свойствами (летучесть, растворимость, устойчивость к гидролизу и т.д.), способностью проникать через биобарьеры теплокровных и преодолевать средства защиты.

Классификация Править

Наиболее распространены тактические и физиологические классификации ОВ.

Тактическая классификация Править

  • По упругости насыщенных паров (летучесть) на:
  1. нестойкие (фосген, синильная кислота);
  2. стойкие (иприт, люизит, VX);
  3. ядовитодымные (адамсит, хлорацетофенон).
  • По характеру воздействия на живую силу на:
  1. смертельные (зарин, иприт);
  2. временно выводящий личный состав из строя (хлорацетофенон, хинуклидил-3-бензилат);
  3. раздражающие: (адамсит, Cs, Cr, хлорацетофенон);
  4. учебные: (хлорпикрин);
  • По быстроте наступления поражающего действия:
  1. быстродействующие – не имеют периода скрытого действия (зарин, зоман, AC, Ch, Cs, CR);
  2. медленно действующие – обладают периодом скрытого действия (иприт, VX, Фосген, BZ, Луизит, Адамсит);

Физиологическая классификация Править

Согласно физиологической классификации подразделяют на:

  1. нервно-паралитические ОВ (фосфорорганические соединения): зарин, зоман, табун, VX;
  2. общеядовитые ОВ: синильная кислота; хлорциан;
  3. кожно-нарывные ОВ: иприт, азотистый иприт, люизит;
  4. ОВ, раздражающие верхние дыхательные пути или стерниты: адамсит, дифенилхлорарсин, дифенилцианарсин;
  5. удушающие ОВ: фосген, дифосген;
  6. раздражающие оболочку глаз ОВ или лакриматоры: хлорпикрин, хлорацетофенон, дибензоксазепин, о-хлорбензальмалондинитрил, бромбензилцианид;
  7. психохимические ОВ: хинуклидил-3-бензилат.

Защита от ОВ Править

В комплекс мероприятий по защите от ОВ входят их индикация или обнаружение, дегазация, а также использование средств индивидуальной (противогазы, изолирующие дыхательные аппараты, плащи, костюмы из прорезиненной ткани, антидоты, защитные кремы) и коллективной химической защиты.

Историческая справка Править

Впервые ОВ применила Германия в 1-ую мировую войну 1914-18 г. В районе г. Ипр 4-я германская армия нанесла контрудар на Ипрский выступ (апрель 1915), упредив готовившееся наступление англо-французских войск, и заняла большую часть выступа. В 1-й день боев (22 апреля) немцы впервые в истории войн применили химическое оружие (хлор) и нанесли противнику тяжёлые потери. 7 июля — 6 ноября 1917 5-я и 2-я английские и 1-я французская армии неоднократно переходили в наступление, добились незначительных успехов, но понесли огромные потери. 12 июля немцы впервые применили у Ипра горчичный газ, получивший название иприта.

Первым международным правовым актом, запрещающим применение ОВ, стал Женевский протокол 1925 года.

Историческая справка взята из Deyne V. de, Ypres…, Liége, 1925.

Под впечатлением применения ОВ в 1-й мировой войне, многие государства начали лихорадочную подготовку к массовому применению ОВ в будущих войнах. Подготовка включала как оснащение войск средствами противохимической защиты, так и меры по защите гражданского населения. В 1920-х годах в ряде стран проводятся регулярные учения гражданского населения по действиям в условиях химической атаки. К началу 2-й мировой войны большинство передовых государств подошло с развитой системой химической защиты. Например, в СССР была создана полувоенная организация ОСОАВИАХИМ (Общество содействия авиации и химической защите).

Тем не менее, за всю историю войн и локальных конфликтов после 1-й мировой войны применение боевых ОВ носило эпизодический характер. Главной причиной этого явилась относительно низкая эффективность ОВ, как средства массового поражения. Эффективность применения ОВ в 1-й мировой войне была во многом преувеличена психологическим шоком от применения нового, неизвестного оружия. Сильно сказалось и первоначальное отсутствие средств защиты от ОВ. В 1920-е годы расчёты военных показали, что эффект от применения боеприпасов с ОВ намного ниже эффекта от применения обычных боеприпасов (принималось в расчёт количество солдат противника, выводимых из строя, например, после часового обстрела позиций химическими снарядами и фугасными). Также, эффект ОВ во многом зависит от таких факторов, как погода (направление и сила ветра, влажность и температура воздуха, давление и т. д.). Это делает эффект применения ОВ в боевой обстановке почти непредсказуемым. Хранение боеприпасов с ОВ намного сложнее хранения обычных боеприпасов, утилизация повреждённых химических боеприпасов в полевых условиях невозможнa. Все эти факторы, плюс, появившиеся эффективные средства защиты, сделало военное применение ОВ затруднительным и, за редким исключением, бессмысленным.

Устройства для применения Править

  • Электрический автомат ГСМ-710

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики