Фэндом

Файл:Malwapoppy.jpg

О́пиум (о́пий) — сильнодействующий наркотик, получаемый из высушенного на солнце млечного сока, добываемого из недозрелых коробочек опийного мака (Papaver somniferum). Содержит около 20 алкалоидов[1]. В традиционной медицине благодаря высокому содержанию морфиновых алкалоидов использовался как сильное болеутоляющее средство. Однако он быстро вызывал наркотическую зависимость и теперь применяется лишь как сырье для производства более безопасных обезболивающих средств.

История Править

Первые упоминания опиума относятся к 300-м годам до н. э. (Хазарский каганат). Опиум применялся в Древней Греции, его болеутоляющие свойства упоминал Гиппократ. В дальнейшем (в 1-м тысячелетии н. э.) употребление опиума распространилось на восток, в Индию, Китай. Пик употребления опиума в Европе пришелся на конец XIX века.

Производство Править

В настоящее время основные посевные площади опийного мака сосредоточены в т. н. «Золотом треугольнике» (Северный Таиланд, Лаос, Бирма), а также в Афганистане.

По данным ежегодного доклада управления ООН по наркотикам и преступности, площадь посевов опийного мака в Афганистане сейчас превосходит плантации коки в Колумбии, Перу и Боливии, вместе взятых, и составляет 193 000 га. По прогнозам экспертов, сбор урожая опиумного мака в 2007 году возрастёт до 8200 т — это в 2,4 раза больше, чем в 2002 году, когда коалиционные войска начали боевые действия против армии талибов. В то же время, по данным ООН, в северной части страны, находящейся под контролем проамериканского правительства, посевы мака сокращаются, а сбор зерновых растёт. В южных районах Афганистана, где сильны позиции «Талибана», складывается противоположная ситуация.[2]

В странах СНГ фирмы, выращивающие мак или опиумный мак, должны иметь лицензию.

Применение Править

Файл:Opium smoking 1874.jpg

Опиум служит сырьём для производства других, более сильных наркотических средств — кодеина, морфина, героина (опиатов).

В СССР опийная настойка (желудочное средство) была снята с производства в 1952 г. В настоящее время производятся только лекарственные препараты на базе очищенных алкалоидов мака, а также их полусинтетических производных. Их отпуск ограничен законодательством относительно оборота наркотических средств.

Терминология Править

Кокнар (кукнар, кухнар, кукиш, ханка) — размельченные головки опийного мака, подготовленные для приготовления настоя; настой опийного мака; сушеные головки опийного мака.

Лауданум (Laudanum) — опийная настойка на спирту.

См. также Править

Примечания Править

  1. Опиум (опий) на Chat-behigh.org
  2. От редакции: Биг мак // Ведомости, № 161 (1935), 29 августа 2007

Ссылки Править

<span id="interwiki-en-ga" />ar:أفيون bs:Opijum ca:Opi cs:Opium cy:Opiwm da:Opium de:Opium en:Opium eo:Opio es:Opio et:Oopium eu:Opio fa:تریاک fi:Oopiumi fr:Opium he:אופיום hr:Opijum hu:Ópium id:Opium is:Ópíum it:Oppio ja:アヘン ko:아편 lt:Opijus ms:Candu nl:Opium no:Opium pl:Opium pt:Ópio scn:Loppiu simple:Opium sk:Ópium sl:Opij sr:Опијум sv:Opium ta:அபினி tr:Afyon (narkotik) uz:Afyun vi:Thuốc phiện zh:鸦片 zh-yue:鴉片

Также на Фэндоме

Случайная вики