Фэндом

Обра́тная разрабо́тка (обратный инжиниринг, реверс-инжиниринг; англ. reverse engineering) — исследование некоторого устройства или программы, а также документации на них с целью понять принцип его работы и, чаще всего, воспроизвести устройство, программу или иной объект с аналогичными функциями, но без копирования как такового.

Применяется обычно в том случае, если создатель оригинального объекта не предоставил информации о структуре и способе создания (производства) объекта. Использование обратной разработки может противоречить закону об авторском праве и патентному законодательству.

В настоящее время под словами «reverse engineering» чаще всего понимается т. н. «clean room reverse engineering», то есть процесс, при котором одна группа разработчиков анализирует машинный код программы (в сленге хакеров для этого процесса используется также выражение «обратный инжиниринг» или «реверсный инжиниринг»), составляет алгоритм данной программы на псевдокоде, либо, если программа является драйвером какого-либо устройства, составляет исчерпывающие спецификации интересующего устройства. После получения спецификаций другая группа разработчиков пишет собственный драйвер на основе полученных спецификаций или алгоритмов. Такой подход позволяет избежать обвинений в нарушении авторских прав на исходную программу, так как по законам, к примеру в США, подпадает под понятие «fair use», то есть добросовестного использования оригинальной программы. Результат обратной разработки редко идентичен оригиналу, что и позволяет избежать ответственности перед законом.

Сферы применения обратной разработки Править

Электроника Править

Копирование различных электронных блоков без фактической разработки. Известно, что очень большая часть советской цифровой электроники копировалась. Например, американская серия интегральных схем 74 и её советский аналог К(Р)155.

Ещё один пример обратной разработки — создание компанией AMD процессора Am386 на базе Intel 80386.

Программное обеспечение Править

Исследование и обратная разработка программ обычно осуществляются с целью дальнейшей модификации, копирования, или, например, написания генераторов ключей, алгоритм работы которых получен на основе анализа алгоритма их проверки. Также исследование программ применяется с целью получения некоторых закрытых сведений о внутреннем устройстве программы — о протоколе сетевого обмена с сервером, устройством, ключом защиты, взаимодействия с другой программой. Ещё одна область применения — получение информации о способах экспортирования данных из многочисленных проприетарных форматов файлов[1].

С развитием Интернета исследуются популярные операционные системы и программы на предмет обнаружения уязвимостей или т. н. дыр в них. В дальнейшем найденные дыры могут использоваться для получения несанкционированного доступа к удаленному компьютеру или компьютерной сети.

Известный случай исследования BIOS персонального компьютера IBM — это был один из серьезных шагов для развития производства IBM-совместимых компьютеров от сторонних производителей. Также, создание сервера Samba (входящего в состав ОС GNU/Linux, работающего с серверами на базе ОС Microsoft Windows) потребовало обратной разработки используемого Microsoft протокола SMB.

Обратная разработка программного обеспечения производится с помощью следующих методик.

  1. Анализ обмена данными, наиболее распространённый в обратной разработке протоколов обмена данными, который производится с помощью анализатора шины и пакетного сниффера для прослушивания шины компьютера и компьютерной сети соответственно.
  2. Дизассемблирование с помощью дизассемблера — означает то, что прямой машинный код программы читается и понимается в своём чистом виде, только с помощью мнемоник машинного языка. Этот способ работает на любой компьютерной программе, но требует достаточно много времени, особенно для неспециалиста.
  3. Декомпиляция с помощью декомпилятора — процесс создания исходного кода на некотором языке программирования высокого уровня.

Промышленность Править

Обратная разработка продукта конкурента с целью узнать его устройство, принцип работы и оценить возможности создания аналога.

Военная промышленность Править

Файл:Jerrycan.JPG

Самыми известными фактами обратной разработки во время второй мировой войны являлись:

  • Немецкие канистры для бензина — британские и американские войска заметили, что немцы имели очень удобные канистры. Они скопировали эти канистры, и те получили название Jerry cans (от слова «gerrys» — от «Germans»).
  • Туполев Ту-4 — некоторое количество американских бомбардировщиков B-29 при совершении вылетов в Японию были вынуждены садиться в СССР. Советские военные, которые не имели подобных стратегических бомбардировщиков, решили скопировать B-29. Через несколько лет они разработали Ту-4, практически полную копию.

Примечания Править

  1. Часто применяется, например, в отношении форматов, поддерживаемых Microsoft Office.

См. также Править

Ссылки Править

AMD: 30 лет гонки за лидером.

ar:هندسة عكسية

ca:Enginyeria inversa cs:Zpětné inženýrství da:Reverse engineering de:Reverse Engineering en:Reverse engineering es:Ingeniería inversa fa:مهندسی معکوس fi:Takaisinmallinnus fr:Rétro-ingénierie he:הנדסה הפוכה it:Reingegnerizzazione ja:リバースエンジニアリング ko:리버스 엔지니어링 ml:റിവേഴ്സ്‌ എഞ്ചിനീയറിംഗ്‌ ms:Kejuruteraan undur nl:Reverse engineering pl:Inżynieria odwrotna pt:Engenharia reversa ro:Inginerie inversă sv:Reverse engineering th:วิศวกรรมผันกลับ tr:Tersine mühendislik uk:Зворотна розробка vi:Kỹ nghệ đảo ngược zh:逆向工程

Также на Фэндоме

Случайная вики