ФЭНДОМ

Нейромедиа́торы (нейротрансмиттеры) — биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрического импульса с нервной клетки через синаптическое пространство. Нейромедиаторы характеризуются способностью реагировать со специфическими белковыми рецепторами клеточной мембраны, инициируя цепь биохимических реакций, вызывающих изменение трансмембранного тока ионов, что приводит к деполяризации мембраны и возникновению потенциала действия.

Традиционно нейромедиаторы относят к 3 группам: аминокислоты, пептиды, моноамины (в том числе катехоламины)

Список некоторых известных веществ-нейромедиаторов:

Нейромедиаторы являются, как и гормоны, первичными мессенджерами , но их высвобождение и механизм действия в химических синапсах сильно отличается от такового гормонов. В пресинаптической клетке везикулы, содержащие нейромедиатор, высвобождают его локально в очень маленький объем синаптической щели. Высвобожденный нейромедиатор затем диффундирует через щель и связывается с рецепторами на постсинаптической мембране. Диффузия является медленным процессом, но пересечение такой короткой дистанции, которая разделяет пре- и постсинаптические мембраны (0,1 мкм или меньше), происходит достаточно быстро и позволяет осуществлять быструю передачу сигнала между нейронами или между нейроном и мышцей.

Недостаток какого-либо из нейромедиаторов может вызывать разнообразные нарушения, например, различные виды депрессии. Также считается, что формирование зависимости от наркотиков и табака связано с тем, что при употреблении этих веществ задействуются механизмы производства нейромедиатора серотонина, а также других нейромедиаторов, блокирующие (вытесняющие) аналогичные естественные механизмы.

ar:ناقل عصبي

bg:Невротрансмитер bn:নিউরোট্রান্সমিটার ca:Neurotransmissor cs:Neurotransmiter da:Neurotransmitter de:Neurotransmitter el:Νευροδιαβιβαστής en:Neurotransmitter eo:Neŭrotransmisiilo es:Neurotransmisor fi:Aivojen välittäjäaine fr:Neurotransmetteur he:מוליך עצבי hr:Neurotransmiter hu:Ingerületátvivő anyagok it:Neurotrasmettitore ja:神経伝達物質 ko:신경전달물질 lt:Mediatorius (biochemija) nl:Neurotransmitter no:Nevrotransmitter oc:Neurotransmetor pl:Neuroprzekaźnik pt:Neurotransmissor ro:Neurotransmiţător simple:Neurotransmitter sk:Neurotransmiter sr:Неуротрансмитери sv:Signalsubstans th:สารสื่อประสาท tr:Nörotransmitter uk:Нейромедіатори zh:神经递质

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики