ФЭНДОМ

Одна из статей на тему
Нейролингвистическое программирование
(НЛП)

Основные статьи
НЛП · Принципы · НЛП-психотерапия · История
Новый код · НЛП и наука · Библиография · Словарь

Принципы и методы
Моделирование · Метамодель · Милтон-модель
Позиции восприятия · Раппорт · Рефрейминг
Репрезентативные системы · Субмодальности
Пресуппозиции · Позитивное намерение · ХСР
Метапрограммы · Нейрологические уровни
Якорение · Соотношение карты и территории

Связанные темы
Эмпиризм · Проблема субъекта и объекта
Общая семантика ·Субъективный характер опыта
Реальность консенсуса · Философия восприятия
Когнитивная лингвистика · Метакогниция

Персоналии
Ричард Бэндлер · Джон Гриндер · Грегори Бейтсон
Альфред Коржибски · Роберт Дилтс · Джудит Делозье
Милтон Эриксон · Вирджиния Сатир · Фриц Пёрлз
Стив Андреас · Конни Андреас · Фрэнк Пьюселик · Энн Энтус

Вопрос научного обоснования нейролингвистического программирования (НЛП), соотношения НЛП и науки, а также критического научного рассмотрения феномена НЛП стоит со времени создания НЛП в начале 1970-х.

Общие сведения Править

Сторонники нейролингвистического программирования не заявляют о том, что оно представляет собой научную теорию. Не утверждается ими и то, что их модели системы обработки должны рассматриваться как разновидность когнитивной психологии. Они скорее утверждают, что создали эмпирически работающую модель поведения, сопровождающего субъективный опыт.[1]

Вследствие присущему НЛП предпочтению прагматики теории в нём ощутим недостаток формальной и теоретической структуры, и его положения не всегда поддаются проверке научным методом. В равной степени, согласно мнению некоторых исследований, попытки научной проверки встречаются с различными сложностями, связанными, в том числе, и с негативным отношением со стороны научных кругов к предмету исследования, а также с трудностями в учёте и понимании всех ключевых переменных, нереалистичными заявлениями некоторых практиков НЛП и зачастую недостатком качественно разработанного экспериментального плана.

Это подтверждается и данными, опубликованными в 1989 году независимо друг от друга Хипом и Дракмэном, в которых делается вывод, что многие исследования на момент написания их работ были проведены некорректно[1] и что «эффективность НЛП-терапии, применяемой в настоящих клинических контекстах с участием подготовленных практиков, до сих пор должным образом не изучена»[2][3].

Дракмэн, в частности, утверждает, что данные об отдельных случаях в связи с НЛП заслуживают доверия и положительны, но большинство предпринятых исследований некорректно построены: например, в них приравнивается субъективная эмпатия к клинической эффективности, либо НЛП исследуется в качестве теории, а не в качестве авторитетной методики в сравнении с существующими авторитетными методиками, либо предпринимаются попытки повторить результаты, полученные в НЛП, с испытуемыми, наблюдателями или экспериментаторами, не обученными НЛП, либо отсутствует изучение НЛП как системы моделирования.[1]

Существующее значительное количество данных исследований и отдельных случаев указывает на то, что эффект НЛП связан с чем-то большим, чем просто плацебо. Например, Британское психологическое общество наградило компанию CDA своей престижной аккредитацией Уровня B (широко считающаяся эталонным стандартом) за их психометрические тесты, основанные на метапрограммах из НЛП. Как заявил технический директор CDA, когда они исследовали феномен НЛП и концепцию метапрограмм, они нашли, что данные идеи, подкреплённые ясной психологической теорией, создают базис для понимания человеческого поведения и мышления.[4] Тем не менее, эти данные трудно проверить экспериментальным путём, и часто встречаются смешанные результаты или же недостаток научного подтверждения. Таким образом, большая часть научных свидетельств в пользу НЛП до сих пор базируется на отдельных случаях или же под вопросом.

НЛП и наука Править

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Затрудняющие факторы при научной оценке НЛП Править

Научные исследования НЛП Править

Научность положений НЛП не раз опровергалась и подтверждалась в многочисленных исследованиях во многих сферах, таких как: терапия, психология, педагогика, менеджмент, реклама и т.п. Однако, по-прежнему продолжает смущать неточность многих, в первую очередь русскоязычных, определений НЛП, базирующаяся скорее на популярной литературе об НЛП, чем на серьезных и проверенных фактах и научных материалах.

В качестве примера можно привести попытки обращения к источникам (прежде всего зарубежным) в качестве доказательной базы для обоснования неэффективности НЛП в психотерапевтической практике. В то же время многие НЛП-специалисты прекрасно знают, что на сегодня существуют сотни научных работ подтверждающих эффективность и валидность методик НЛП, в том числе и в психотерапии. Как наиболее известный пример можно привести диссертацию PhD. Майкла Холла (США), в которой проведен сравнительный анализ различных моделей лингвистически ориентированной психотерапевтической практики (в частности НЛП-терапии и логотерапии В.Франкла).

В России можно отметить докторскую диссертацию по политологии А. Ситникова, где НЛП выступает как методологическая база акмеологического тренинга для политиков и докторскую диссертацию по клинической психотерапии М. Гордеева, в которой НЛП и эриксоновский гипноз рассматриваются в качестве методики работы с посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР). Кроме того, можно привести в пример десятки (если уже не сотни) кандидатских диссертаций, базирующихся на идеях применения НЛП в разных сферах человеческой активности: педагогике (А.Плигин), музыкальной психологии и педагогике (Е.Карасева) и др.

Серьезные исследования проводятся начиная с 1995 года Европейской ассоциацией НЛП-психотерапии (EA NLPt), возглавляемой PhD. Петером Шютцем (Австрия), которого сегодня по праву называют родоначальником Третьей венской школы психотерапии (после психоанализа З.Фрейда и логотерапии В. Франкла) - Нейро-Лингвистической психотерапии (NLPt).

Многочисленные работы психологов из Германии, Австрии, Хорватии, Польши, Финляндии и Италии, основанные на методологически обоснованных исследованиях с применением адекватных методов статистической обработки результатов исследований экспериментальных и контрольных групп, сделали возможным признания и лицензирования НЛП в 1999 году на государственном уровне в Италии и Австрии. А лабораторные исследования в Германии в 2006 году доказали эффективность применения методик НЛП в работе с психосоматическими аллергиями.

На 2006 год Европейская ассоциация НЛП-терапии насчитывала 18 активных и 2 латентные организации: Австрия, Бельгия, Великобритания, Хорватия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Латвия, Нидерланды, Румыния, Россия, Сербия, Словения, Швейцария и Украина.

Также важно отметить, что НЛП далеко уже перешагнуло границы только психологической и психотерапевтической практики и соотносится в контекстами своего применения также как медицина соотносится с фармакологией, а бизнес с менеджментом. Можно с уверенностью сказать, что НЛП сегодня приобретает черты самостоятельной дисциплинарной концепции с собственной идеологической, мировоззренческой, понятийной, методической, технологической и экспериментальной составляющей.

В то же время, остается актуальным вопрос качественной подготовки НЛП-специалистов, так как зачастую их некомпетентность (особенно в России) дискредитирует и порождает недоверие к НЛП в целом.

Однако, будем надеяться, что так же, как безграмотность некоторых школьников не может быть дискредитацией грамматики и филологии, а бездарный хирург не может дискредитировать собой медицину как науку, так и некомпетентность некоторых НЛП-специалистов скорее является сигналом для более серьезного отношения соответствующих НЛП-центров к их подготовке и сертификации.

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 Druckman, Enhancing Human Performance: Issues, Theories, and Techniques (1988). Division on Behavioral and Social Sciences and Education (DBASSE). Стр. 141144, (англ.)
  2. Heap M. Neuro-linguistic programming // Hypnosis: Current Clinical, Experimental and Forensic Practices. Croom Helm Ltd, 1988. Стр. 268—280.(англ.)
  3. Morgan D. A Scientific Assessment for NLP // Journal of the National Council for Psychotherapy & Hypnotherapy Register, Spring 1993.(англ.)
  4. British psychological society award accreditation to training in new psychometric test // Online Recruitment. 12/01/2005.(англ.)

Библиография Править

См. также Править

Ссылки Править

de:Neurolinguistische Programmierung#Kritik en:NLP and science nl:NLP en wetenschap

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики