ФЭНДОМ

Модель четырех каналов предложена немецким психологом (Фридеманн Шульц фон Тун) для интерпретации речевых сообщений.

Подход Править

Модель четырех каналов описывает уровни информационного сообщения в коммуникации между людьми.

Четыре канала Править

  • Канал информации о положении вещей содержит непосредственно те факты и данные о положении вещей, описанном в сообщении.
  • Канал воззвания передает некое желание говорящего или призыв к какому-либо действию.
  • Канал отношения выражает или вызывает восприятие отношения между собеседниками.
  • Канал откровения («Я»-сообщение) передает «Я» говорящего — сознательно или бессознательно, к примеру, информацию о его отношении к себе, его мотивы, системе ценностей, эмоции и т. д.

Канал конкретной информации о положении вещей Править

"Что именно я хочу сообщить?"

Каждое сообщение несет в себе чаще всего некую конкретную информацию о положении вещей. Задача передающего информацию заключается в том, чтобы передать данную информацию ясно и понятно. На уровне обсуждения положения вещей человек стремится донести эту конкретную информацию.

При анализе данного канала тот, к кому обращено сообщение, не должен принимать во внимание особенности жестикуляции говорящего или свое отношение к говорящему.

ВоззваниеПравить

"Чего я хочу добиться, передавая это сообщение?"

Коммуникация ведется обычно с определенной целью. Полученное сообщение вызывает у адресата стремление думать, ощущать, или делать определенные вещи (либо стремиться к их воплощению). Попытка оказать влияние на собеседника, может быть в той или иной степени открыта или же скрыта — в данном случае употребляется термин «манипуляция».

ОтношениеПравить

"Что я думаю о тебе" («Ты»-сообщение) или «В каком взаимоотношении мы находимся» («Мы»-сообщение)

Данный канал выражает отношение к собеседнику. Нюансы того, как мы обращаемся к людям, окружающим нас, демонстрирует наше мнение о них. Подобные нюансы заключаются в формулировке сообщения, жестикуляции и мимике, интонации и тоне. С другой стороны, в зависимости от выраженного к нам отношения мы чувствуем, что нас принимают или отвергают, берут под опеку или не воспринимают всерьёз. Хорошее взаимоотношение выражается в беседе «от равного к равному с взаимным уважением».

Канал откровения Править

Что я хочу сказать о себе? («Я»-сообщение)

В каждом сообщении содержится также информация о личности говорящего. Говоря, мы всегда вкладываем в сообщение часть своей личности, делая это явным. Это касается как намерения создать о себе определенное впечатление, так и невольное раскрытие внутреннего мира. Каждое сообщение становится таким образом частичным слепком личности говорящего.

Пример Править

Женщина ведет машину (женщина — адресат сообщения). Мужчина (отправитель сообщения) сидит рядом.

Отправитель: «Смотри, там впереди зеленый.»

  • Конкретная информация: «Светофор показывает, что можно ехать.»
  • Призыв: «Ну едь же!», «Езжай вперед, пожалуйста».
  • Возможное (взаимо)отношение: «У тебя замедленная реакция по сравнению со мной», «Я обратился к тебе на ты, мы в тесном взаимоотношении».
  • Откровение своего «Я» (например): «Я нетерпелив. Я сам хочу сесть за руль.», «Я тороплюсь, хочу, чтобы мы быстрее доехали».

Получатель сообщения может понять его не так, как этого хотел отправитель. Это касается каждого канала и двух последних в особенности. Например, отправитель сделал ударение на воззвании в сообщении, а получатель воспринял сильнее всего информацию на канале взаимоотношения. В модели четырех каналов это одна из главных причин непонимания в коммуникации.de:Vier-Seiten-Modell

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики