Фэндом

Контроль Разума

Масоны

2110статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Масо́нство (франкомасо́нство) — религиозно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде тайной международной организации с мистическими обрядами. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.

Масонство существует в форме местных лож — как правило, небольших групп числом в 10-30 человек, объединённых территориально. Местные ложи учреждаются Великой Ложей, которая служит для неё материнской. Как правило, в одной стране существует только одна «Великая Ложа». В США, однако, «Великая Ложа» имеется в каждом штате. Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии. Существуют легенды о значительно более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов крестоносцев и гильдий каменщиков XIII века.

Идеология и символика Править

Некоторые ложи допускают членство атеистов Сайт Великой Ложи России, информация о нерегулярном и непризнанном масонстве, но, в общем, идеология масонства основывается на религиозном восприятии мира, не ограничивая, однако, своих членов той или иной религией. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий. Символика и терминология масонства ведёт начало от орудий труда каменщиков, которые были первыми т. н. «братьями» движения. Мастерок, циркуль, отвес и др. толкуются масонами в значительно более широком смысле, им часто придаётся мистическое оккультное значение. Общепринятым символом движения является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «лучезарная дельта», как её называют масоны. Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» и встречается на иконах и культовых сооружениях. Ещё до христиан несколько иной символ «Всевидящего Ока» был популярен у древних египтян (Глаз Хора) Т. А. Шеркова. «Око Хора»: симовлика глазав додинастическом Египте. «Вестник Древней истории», № 4, 1996 г. Амулеты и символы египтян Кулон «Глаз Гора». «Всевидящее Око» изображено на деньгах нескольких стран: на оборотной стороне купюры в 1 доллар США, 1 кордоба Никарагуа, на 500 украинских гривнах. В символике всемирного масонства это изображение обозначает властительную вершину — треугольное око т. н. «Великого Архитектора Вселенной» — так они называют Бога-Творца. «Лучезарная дельта» у масонов является знаком просвещенности или принципа сознания, напоминающим масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически, глаз часто заменяется вписанной в треугольник окружностью. Одним из символов масонства также является акация, которая считается священным деревом масонов. Например: уровень - символ равенства всех братьев, циркуль - символ дружбы, мастерок - символ смерти которая приравнивает всех братьев, белая сумка с эмблемой братства - чистота и т. д.

Масонство и христианство Править

Масонство и католическая церковь Править

В 1738 году Папа Римский Климент XII объявил интердикт масонству, что означало автоматическое отлучение римо-католиков от церкви в случае вступления их в масонскую ложу. Лев XIII в энциклике Humanum Genus от 20 апреля 1884 осудил масонство. В кодексе канонического права 1917 года было включено положение, что вступление в масонскую ложу означает автоматическое отлучение от церкви. В 1983 был принят новый кодекс, в котором масонские организации не упоминаются, что создало впечатление, будто это положение было частично ослаблено католической церковью. Однако Конгрегация Доктрины Веры в том же 1983 году выпустила заявление о том, что членство в масонской ложе по-прежнему недопустимо для католиков DECLARATION ON MASONIC ASSOCIATIONS

Масонство и протестантские церкви Править

В протестантских странах северной Европы масоны и государственные протестантские церкви тесно связаны. В Великобритании главой Англиканской церкви является непосредственно Британский монарх, а великим мастером великой ложи Англии, как правило, является кто-то из королевской семьи. Многие епископы англиканской церкви были масонами. Схожая система существует и в Швеции, где король возглавляет и церковь, и масонские организации.

Требования к кандидатам Править

Кандидат в масоны должен обратиться в Ложу по месту жительства, получив предварительно приглашение от действительного члена, который становится его поручителем. В некоторых юрисдикциях требуется, чтобы кандидат просил о вступлении 3 раза, однако это становится все менее распространенным. В некоторых юрисдикциях информация о вступлении гораздо более открыта для того, чтобы потенциальный кандидат знал, где найти дополнительную информацию.

Вне зависимости от того, как именно кандидат получил приглашение в Ложу, решение о его вступлении принимается закрытым голосованием. Члены, голосующие за вступление, используют белые шарики; те, кто против — чёрные. Количество голосующих против, необходимое для того, чтобы отклонить заявку кандидата, устанавливается местной Великой Ложей, и в некоторых юрисдикциях равно 1 голосу.

Обряд посвящения Править

Кандидата в масоны в начале обряда заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, в которой обилие масонской символики. В ней кандидат напишет на бумаге клятвы, которые он дает себе и другим людям. Потом ему зададут вопрос, в чём заключается их присяга перед Богом? После ответа на этот вопрос кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат засучивает правую штанину и снимает левый ботинок. Ему на шею надевают верёвку, символизирующую связь человека с внешним миром. Также кандидату велят раздеться по пояса. Кандидата проводят в главное помещение, где ему развязывают глаза и там он даёт клятвы масонов, положив правую руку на циркуль, угольник, Библию. Кандидат ложится посреди зала, где члены ложи смыкают над ним и касаются его тела шпагами, как бы заряжая его положительной энергией. После чего новопосвященный брат получает шпагу, чтобы ей он смог защищать себя и братьев от опасности.[источник?]

Русское масонство Править

Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения. Более вероятно, что первые ложи в России были основаны генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой ложи Англии указывается, что в 1740 году он был назначен провинциальным «великим мастером» России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Р. И. Воронцова.

В 1772 году провинциальным «великим мастером» стал канцлер И. П. Елагин, который реорганизовал существовавшие к тому времени в России ложи в единую систему. Кроме самого И. П. Елагина в возглавляемую им «Великую Провинциальную ложу» в Санкт-Петербурге входили такие известные в то время масоны, как граф Р. И. Воронцов (наместник-мастер), генерал-майор А. Л. Щербачев, князь И. В. Несвицкий и другие. Под управлением Елагинской Великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож: «Муз» (мастер И. П. Елагин), «Урании» (мастер В. И. Лукин), «Беллоны» (И. В. Несвицкий), «Астреи» (Я. Ф. Дубянский), «Марса» (Яссы, мастер П. И. Мелиссино), «Минервы» (барон Гартенберг), а также «Скромности» (Санкт-Петербург), «Клио» (Москва), «Талии» (Москва-Полоцк), «Равенства» (Москва-Петербург), «Екатерины» и «Трёх подпор» (Архангельск), «Эрато» (Петербург) и ложа под управлением Р. И. Воронцова во Владимире. Общее число членов елагинских лож едва ли составляло приблизительно 400 человек.[1]

Альтернативной Елагинской масонской системой стала так называемая Циннендорфская система, основанная приехавшим в Россию в 1771 году бывшим гофмейстером Браунгшвейгского двора П.-Б. Рейхелем. В 1772—1776 Рейхель основал ещё несколько лож: «Аполлона» (Санкт-Петербург), «Гарпократа» (Санкт-Петербург), «Аполлона» (Рига), «Изиды» (Ревель), «Горусы» (Санкт-Петербург), «Латоны» (Санкт-Петербург), «Немезиды» (Санкт-Петербург) и «Озириса» (Санкт-Петербург — Москва). В 1776 году после переговоров Елагинские и Рейхелевские ложи объединились в единую систему.

В 1780-ых годах в России распространилась также так называемая «шведская система» масонских лож, однако её популярность сошла на нет c началом Русско-шведской войны 1788—1790.

16 июля 1782 года собрался Вильгельмсбадский конвент, под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского. На съезде присутствовали представители масонов Франции, верхней и нижней Германии, Австрии и Италии; Россия также имела представительство. На конвенте Россия, «во внимание к её обширному пространству и к большому числу лож, ревностно в ней работавших», была признана за восьмую провинцию ордена.[2].

Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Н. И. Новикова, который вступил в масоны в 1775 году в одной из Елагинских лож. Вместе с Иоганном Шварцем Новиков развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства.

1 августа 1822 года масонские ложи были официально закрыты высочайшим рескриптом Александра I. Это однако не означало прекращения масонской работы, а скорее переход лож, ранее работавших открыто, к закрытому порядку работы.

Новый этап распространения масонства в России относится к началу XX века, когда в России получили большое распространение ложи так называемого «Великого Востока Франции» — затем преобразованные в «Великий Восток народов России». Масонство начала XX века имело откровенно политический характер.

После Октябрьской революции 1917 года, масонские организации были запрещены, масоны преследовались ВЧК-ГПУ-НКВД.

Небольшое число русских лож работало в эмиграции, прежде всего, во Франции. Со временем, число русских масонов сокращалось, за счёт старения эмигрантов. Во время немецкой оккупации Франции во время Второй Мировой оставшиеся русские ложи были закрыты вместе со всеми французскими ложами.

24 июня 1995 года под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была учреждена и «освящена» Великая Ложа России[источник не указан 3124 дня], под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 20 т. н. «мастерских» (символических лож), постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России была признана[источник не указан 3124 дня] «регулярной», и с ней установили братские связи: Объединённая Великая Ложа Англии; Великая Материнская Ложа Шотландии; Великая Ложа Ирландии; Великая Национальная Ложа Франции; Объединенная Великая Ложа Германии; Великая Ложа Австрии; Великая Ложа Турции; Великая Ложа Нью-Йорка, всего около сотни т. н. «великих» юрисдикций по всему миру.

Новое Масонство Править

Новое Мировое Масонство образовалось в 1873 году в результате объединения двух лож - Германской Российской. Изначально новая ложа предназначалась только для собраний тех членов братства, взгляды которых расходились с общепринятыми в масонстве. Однако уже через пару лет существования, в 1875 году, члены братства устроили первое обсуждение возможности реформации братства. Это положило начало Новому Масонству. В 1917, во время октябрьской революции в России, новые масоны нашей страны ушли в подполье. Так как они играли значимую роль в жизни и защите организации, немецкие братья не смогли в одиночку противостоять новому режиму, который был установлен в Германии. Так исчезло Новое Мировое Масонство.  Оно было возрождено лишь недавно, в 2003-ем году в Российской Федерации. К ним почти сразу же ( в 2005-ом ) примкнули украинцы, однако после быстрого развития организации снова зашла в тупик. Слишком велико было давление старых догм и влиятельных масонов из других стран. Лишь в 2014-2015 они снова начали развиваться. К ним стремительно примкнули белорусы и молдаване, да и немецы, которые давно мечтали возродить организацию, не заставили себя долго ждать.  Однако, Новое Масонство не многочисленно - всего 150 человек ежемесячно присутствует на собраниях ложи.

Среди наиболее известных масонских лож Править

  • Объединённая Великая Ложа Англии (UGLE — United Grand Lodge of England (англ.)): Великая Ложа, которая является материнской по отношению ко всему мировому регулярному масонству.
  • Великий Восток Франции — старейшая ложа в Европе, основана в 1728 году. Не входит в регулярное масонство.
  • Великий Восток народов России — российская масонская организация начала 20 века.
  • Великая Ложа России - современное российское масонство.

См. также Править

  • Список масонов
  • Конспирология

Историки масонства Править

  • Норберт Войтович
  • Нина Берберова
  • Людвик Хасс

Диаграммы Править

Внешние ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики