ФЭНДОМ

Файл:Priv rings.svg

Кольца защиты — архитектура информационной безопасности и функциональной отказоустойчивости, реализующая аппаратное разделение системного и пользовательского уровней привилегий. Структуру привилегий можно изобразить в виде нескольких концентрических кругов. В этом случае системный режим (режим супервизора или нулевое кольцо, т.н. "кольцо 0"), обеспечивающий максимальный доступ к ресурсам, является внутренним кругом, тогда как режим пользователя с ограниченным доступом — внешним. Традиционно семейство микропроцессоров x86 обеспечивает четыре кольца защиты.

Архитектуре колец защиты обычно противопоставляют системы, основанные на «возможностях» (англ. Capability-based security).

Реализация Править

Поддержка нескольких колец защиты была одной из революционных концепций, включённых в операционную систему Multics, предшественника сегодняшних UNIX-подобных операционных систем. Однако, большинство UNIX-систем используют только 2 кольца, даже если аппаратные средства поддерживают больше режимов центрального процессора.

Многие современные архитектуры центральных процессоров (включая популярную архитектуру x86) включают некоторые формы защиты. Но не смотря на это операционная система Windows NT, также как и UNIX, полностью не используют эти возможности. Предшественница Windows NT операционная система OS/2 использовала три кольца: кольцо 0 для кода ядра и драйверов устройств, кольцо 2 для привилегированного кода (программы с доступом к операциям ввода-вывода), и кольцо 3 для непривилегированного кода (почти все пользовательские программы).

Оригинальная система Multics имела восемь колец защиты, но многие современные системы имеют как правило меньше. Процессор всегда знает в каком кольце исполняется код, благодаря специальным машинным регистрам. В некоторых системах области виртуальной памяти также связаны с номерами колец, и более привилегированному кольцу даются специальные права (такие как адресация реальной памяти в обход механизма виртуальной памяти).

Механизм колец строго ограничивает пути, с помощью которых управление можно передать от одного кольца к другому, а также предписывает ограничения на операции доступа к памяти, которые могут быть произведены внутри кольца. Обычно существует некоторая инструкция («ворота»), которая передаёт контроль из менее защищённого в более защищённое (с меньшим номером) кольцо; это известно как запрос супервизора во многих операционных системах, использующих кольцевую архитектуру. Этот механизм разработан для того, чтобы ограничить возможности случайного или намеренного нарушения безопасности.

Защита кольца может сочетаться с режимами процессора (режим master/kernel/privileged против режима slave/user/unprivileged) в некоторых системах. Операционные системы выполняющиеся на аппаратном обеспечении, поддерживающим такие режимы могут использовать оба способа защиты или только один их них.

Эффективное использование архитектуры колец защиты требует тесного взаимодействия между аппаратными средствами и операционной системой. Операционные системы разрабатывающиеся так, чтобы они работали на большом количестве платформ могут иметь различную реализацию механизма колец на каждой платформе. Часто модель безопасности упрощают до двух уровней доступа: уровня «ядра» и уровня «пользователя», даже если аппаратные средства обеспечивают большую степень детализации уровней выполнения.

Режим супервизора Править

Режим гипервизора Править

Модель взаимодействия между ЦП и уровнями абстракции ОС Править

cs:Privilegovaný režim

de:Ring (CPU) en:Ring (computer security) fr:Anneau de protection it:User mode ja:リングプロテクション tr:User mode zh:用户态

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики