ФЭНДОМ

</td>
   </tr>
Кокаиновый куст
Научная классификация
Царство: Шаблон:Taxobox conversion
Отдел: Покрытосеменные
Класс: Двудольные
Порядок: Мальпигиецветные
Семейство: Эритроксиловые
Род: Эритроксилум
Вид: Кокаиновый куст
Латинское название
Erythroxylum coca Lam. (1786)

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Систематика
на Викивидах

Изображения
на Викискладе

Кокаиновый куст (лат. Erythroxylum coca, от слова на языке кечуа «kuka») — вид кустарниковых растений из рода Эритроксилум семейства Эритроксиловые. Родина — северо-запад Южной Америки, однако растение сейчас искусственно культивируют также в Африке, Индии и на о. Ява. Кока играет существенную роль в культурных традициях населения Анд. В последнее столетие кока приобрела широкую известность как сырьё для изготовления кокаинанаркотика из класса стимуляторов.

Куст коки похож на терновник. Высота растения 2−3 м. Ветви прямые, листья тонкие, зелёного цвета, по форме овальные, сужающиеся в оконечности.

Цветы коки маленькие, расположенные в небольших группах на коротких стеблях, венчик составлен из пяти жёлто-белых лепестков, пыльники серцевидные, гинецей состоит из трех плодолистиков. Цветы созревают в красные ягоды.

Разновидности и классификация Править

Существует 12 разновидностей Erythroxylum coca. Два, Erythroxylum coca var. coca и Erythroxylum coca var. ipadu, почти неразличимы; Erythroxylum novogranatense var. novogranatense и Erythroxylum novogranatense var. truxillense принадлежат к одному виду, но морфологически различимы.

Фармакология Править

Фармакологически активный компонент коки — алкалоид кокаин, содержащийся в количестве ~0,2 % в свежих листьях. Помимо кокаина, лист коки содержит множество других алкалоидов, включая циннамат метилэкгоина, бензилэкгоин, труксиллин, гидрокситропакокаин, тропакокаин, экгоин, кускогигрин, дигидрокускогигрин, никотин и гигрин. Некоторые из этих непсихоактивных алкалоидов всё ещё используются как добавка к Кока-коле. Кока также богата витаминами и микроэлементами. При жевании лист коки действует как стимулятор, подавляя голод, жажду, усталость. Некоторые анестезирующие средства, такие, как новокаин, получены из коки. LD50 сухих листев коки — 3450 мг/кг, однако эта цифра основана на содержании кокаина — 31.4 мг/кг.

Культивирование и использование Править

Файл:Colcoca02.jpg

Кустарник коки традиционно выращивается у подножия Анд или горной местности в зависимости от выращиваемой разновидности. С древних времен его листья использовались как стимулятор у коренных жителей Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии. В горах, при низком содержании кислорода, употребление коки помогает сохранять активность. Кока также имеет религиозное и символическое значение. В США, несмотря на законное изготовление и использование кокаина, необходимого в медицинских целях, с 1980-ых, из-за массового сбыта на нелегальном рынке, неограниченное культивирование коки было запрещено.

Хорошие свежие образцы высущенных листьев распрямляются, имеют сильный, подобный чаю аромат, при жевании рот постепенно немеет, вкус острый и приятный. Старые листья приобретают специфический запах, коричневый цвет и недостаточно острые на вкус.

Семена высаживаются с декабря по январь отдельно от молодых побегов в защищённом от солнца месте. При высоте 40-60 см саженцы пересаживаются в тщательно пропалываемую почву. Цветёт кока лучше в жаркой, влажной местности, на открытых участках; в тропических лесах. Самые лучшие листья выращиваются в холмистой, сухой местности. Собираются только свежие побеги листьев. Созревшие для сборки листья при сгибании переламываются. Первый, самый обильный урожай собирается в марте, после сезона дождей; второй — в конце июня, третий в октябре или ноябре. Собранные листья (matu) раскладываются тонким слоем на грубом шерстяном полотне для сушки под солнцем. Высушенные листья хранятся в мешках, в защищённом от влаги месте.

Традиционное использование Править

Повседневное использование Править

В Андах местные народы используют листья коки тысячелетиями. Они традиционно носят мешочек, называемый chuspa или huallqui, в котором содержится дневная порция листьев коки, наряду с небольшим количеством порошка ilucta или lipta (кечуа llipt'a), негашёная известь или пепел от лебеды. Небольшое количество порошка жуют вместе с листьями коки; это смягчает их вяжущий аромат и способствует экстракции алкалоида. Названия порошка в разных странах разные. В Перу он, как правило, называется lipta (кечуа llipt'a) и lejía (исп. lejía). Многие из этих веществ имеют солёный привкус, но есть исключения. В области Ла-Паса, Боливия — используют вещество, известное как lejía dulce (сладкий щелчок), которое делают из пепла лебеды, смешанного с анисом и сахарным тростником, формируя мягкую чёрную массу со сладким вкусом и приятным ароматом лакричника. В некоторых местах используется пищевая сода под названием bico исп. bico.

Практика жевания листьев коки была необходима для выживания в тяжёлых горных условиях. Листья коки содержат много питательных веществ, в дополнение к изменяющим настроение алкалоидам. Богатые белком и витаминами, кустарники коки растут в местах, где другие источники пищи недостаточны. Кока также использовалось, чтобы подавить чувство сонливости и головные боли, связанные с низким давлением в горах. Кока была столь обыденной и сосредоточенной в центре мировозрения народов Анд, что расстояние часто измерялось в единицах, называемых кокада (исп. cocada) или аку́ли (кечуа akulli) и означавших количество полных ртов листьев коки, которые можно было пережевать, идя из одного пункта в другой. Кокада также использовалась для измерения времени, означая время, которое требуется для пережёвывания полного рта листьев коки, за период до потери его аромата и действия.

Сакральное использование Править

Кока считалась священным растением и применялась в религиозных церемониях народов Анд, как доинкской эпохи, так и в Империю Инков. В течение всего времени религиозных церемоний индейцы использовали дым коки как жертву Солнцу. Кока всё ещё используется в религиозных целях, как уака (кечуа wak'a, «объект почитания») среди народов Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, северной Аргентины и Чили. Листья коки используются и для гадания.

В Санта-Марте, на карибском побережье Колумбии, кока употребляется с помощью специального устройства, называемого попоро. Попоро — символ мужественности, но в то же время сексуальный символ женщины. Устройство имеет форму матки, а палка внутри — фаллоса. Движения палки в попоро символизируют половой акт. Для человека попоро — талисман, означающий «пища», «женщина», «память» и «размышление». Важно подчеркнуть, что попоро — символ мужественности. Но это — женщина, которая дает мужчинам их мужественность. Женщинам запрещают употреблять коку, пока их сын не будет готов к женитьбе.

Названия Править

Жевание коки называют mambear, chacchar (кечуа chaqchay) или acullicar (кечуа akulliy), или в Боливии, picchar. Испанский глагол masticar также используется часто, наряду с жаргонным «bolear» — слово, полученное из слова «bola», что означает «жевание шара коки за щекой». В наше время жевание листьев коки — обычное явление у населения Анд. Особенно оно распространено в горах Боливии, где культивирование и потребление коки является частью национальной культуры. Кока служит мощным символом местной культурной и религиозной индентичности родов Южной Америки. Листья коки продаются мешками на местных рынках и уличных лавках.

Чай из коки Править

Чай из коки (исп. Mate de coca), производится из листьев коки. Коммерческое изготовления чая из листьев коки приобрело широкое распространение, такие чаи свободно продаются во всех торговых центрах и в магазинах андских стран. Потребление чая из коки общепринято в южноамериканских странах. Чай из коки применяют и в лекарственных целях, а также для религиозных ритуалах народами Анд. На «тропе инков» (туристская дорога на Мачу-Пикчу) гиды и туристы пьют чай из коки, для облегчения высотной болезни. При визитах официальных лиц в Ла-Пас гостей принято угощать чаем из коки. По сообщениям информационных агенств, чай из коки пили в том числе принцесса Анна и Римский Папа Иоанн Павел II,Уго Чавес.

Международное использование Править

Кока долгое время была предметом контрабанды. Легальный экспорт обработаной коки хорошо налажен, листья коки экспортируются как чай, добавка для кока-колы и для медицинского использования. Несколько проб, взятых с места жительства Шекспира, датированных XVII веком, привели к находке кокаина. Английская королева Виктория употребляла кокаин.

Промышленность Править

Кока используется для изготовления косметики и в пищевой промышлености. Компания Coca-Cola закупает 115 тонн листьев коки из Перу и 105 тонн из Боливии ежегодно для использования как ароматический компонент кока-колы. В фармацевтической промышленности кока используется в производстве препаратов для анестезии.

Легальность Править

Мировое сообщество Править

Статья 26 Единого Соглашения по государствам о наркотиках

(Англ.)# If a Party permits the cultivation of the coca bush, it shall apply thereto and to coca leaves the system of controls as provided in article 23 respecting the control of the opium poppy, but as regards paragraph 2 (d) of that article, the requirements imposed on the Agency therein referred to shall be only to take physical possession of the crops as soon as possible after the end of the harvest.

  1. The Parties shall so far as possible enforce the uprooting of all coca bushes which grow wild. They shall destroy the coca bushes if illegally cultivated.

В Боливии президент Эво Моралес (избранный в декабре 2005 года) бывший руководитель профсоюза производителей коки, обещал легализовать культивирование и традиционное использование коки. Моралес утверждает что листья коки не равнозначны кокаину.

В Гонконге, использование коки регулируется согласно Списку 1 Постановления Опасных наркотиков Глава 134. Использовать коку имеют право только работники здравохранения для университетских исследований. Вещество может использоваться фармацевтами согласно предписанию. Любой, кто поставляет вещество без предписания, может быть оштрафован на 10 000 гонконгских долларов. За торговлю или изготовление вещества — штраф 5 000 000 долларов и пожизненное заключение. Использование кокаина для потребления без лицензии Министерства здравоохранения незаконно, и наказывается штрафом 1 000 000 долларов и/или 7 годами заключения.

Ссылки Править

Фотографии Править

Видео Править

<span id="interwiki-he-fa" />ar:كوكا ay:Kuka ca:Coca (planta) cs:Kokainovník pravý da:Coca de:Cocastrauch en:Coca es:Erythroxylum coca et:Kokapõõsas fi:Erythroxylum coca fr:Coca gl:Erythroxylum coca he:קוקה hsb:Wšědny kokakerk io:Kokao it:Erythroxylum coca ja:コカ ka:კოკაინის ხე ko:코카나무 lt:Tikrasis kokainmedis nl:Coca pl:Krasnodrzew pospolity pt:Coca qu:Kuka ro:Coca sl:Koka sr:Кока sv:Kokabuske tr:Koka ağacı uk:Кока (рослина)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики