ФЭНДОМ

Кодеин (Codeinum). - сильнодействующее наркотическое вещество.

Общая информация Править

Метилморфин. Алкалоид, содержащийся в опии; получается также полусинтетическим путём.

По характеру действия кодеин близок к морфину, но болеутоляющие свойства выражены слабее; сильно выражена способность уменьшать возбудимость кашлевого центра. В меньшей степени, чем морфин, угнетает дыхание. Меньше тормозит также деятельность желудочно-кишечного тракта, однако может вызвать запор.

Применяют главным образом для успокоения кашля. В сочетании с ненаркотическими анальгетиками (анальгин, амидопирин), кофеином, фенобарбиталом применяется при головных болях, невралгиях и т. п. Входит в состав микстуры Бехтерева, применяемой в качестве успокаивающего средства.

Назначают внутрь в порошках, таблетках и растворах взрослым по 0,01—0,02 г на приём; детям старше 2 лет — по 0,001—0,0075 г на приём в зависимости от возраста.

Высшие дозы для взрослых внутрь: разовая 0,05 г, суточная 0,2 г.

Детям до 2 лет кодеин не назначают. Для детей могут назначить сходный препарат фосфат кодеина, который являтся производным от кодеина.

Распространение Править

Кодеин входит в состав следующих комбинированных таблеток.

  • Таблетки «Терпинкод» «Кодтерпин»(Tabulettae «Terpincodum»). Состав: кодеин или кодеинфосфат в пересчете на кодеин 0,008 г, натрия гидрокарбоната и терпингидрата по 0,25 г.
  • «Таблетки от кашля с кодеином» (Tabulettae contra tussim cum codeine). Состав: кодеина 0,02 г, травы термопсиса в порошке 0,01 г, натрия гидрокарбоната и корня солодки в порошке по 0,2 г.
  • Таблетки «Коделак». Состав: Кодеин (по другим сведениям - кодеинфосфат) 0,008г, натрия гидрокарбонат 200 ​мг, корень солодки 200 мг, трава термопсиса ланцетного 20 мг.

Терпинкод и таблетки от кашля назначают в качестве противокашлевых и отхаркивающих средств по 1 таблетке 2 — 3 раза в день.

  • В количестве 0,01 г наряду с кофеином входит в таблетки от головной боли «Каффетин»
  • Входит в состав таблеток Нурофен плюс. 1 таблетка Нурофена плюс содержит: 200 мг ибупрофена и 10 мг кодеина фосфата.[1]

При применении высоких доз подобно другим опиатам может вызывать эйфорию. В связи с тем что при повторном применении кодеина наблюдается явление привыкания (аналогичного привыканию к героину и др препаратам группы опиатов), он отпускается с такими же ограничениями, как и другие наркотические анальгетики.

Наркотические свойства Править

В высоких дозах (0,1 — 0,2 г) вызывает возбуждение, тошноту, чувство « тяжелой головы», но, в отличие от морфина и опия, не оказывает снотворного эффекта. Поскольку кодеин входит в состав многих лекарственных препаратов, человек может даже не подозревать о своем пристрастии, считая, что ему для нормального самочувствия необходимо «любимое» лекарство, в то время как на самом деле у него уже развилась наркотическая зависимость.

Следует отметить, что он относится к числу самых распространённых наркотических средств, которые легко доступны для приобретения во всём мире. Изделия из кодеина можно встретить на нелегальных рынках, чаще всего в сочетании с глютетимидом (дориден) или карисопродолом (сома).

Кодеин входит в Список II Переченя наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Влияние на культуру Править

Кодеиносодержащие сиропы от кашля очень популярны в южных штатах США. Техасский музыкальный жанр Chopped and screwed — замедленный в несколько раз южный рэп— сформировался под влиянием кодеина. Основатель жанра DJ Screw умер в 2000 году в возрасте 29 лет от передозировки кодеина.[2] Подробнее см. Purple drank (на англиском языке).

Физические свойства Править

Бесцветные кристаллы или белый кристаллический порошок без запаха, горького вкуса. На воздухе выветривается. Растворимость в воде: 1:120 при 25 градусах; 1:60 при 80 градусах и 1:17 при 100 градусах. В спирте 1:9,5. Плохо растворим в диэтиловом эфире 1:50. Лучше всего растворим в хлороформе 1:0,5 по другим источникам 1:1, который часто используется для экстрагирования последнего из кодеинсодержащих субстратов, растворимость в бензоле 1:10.Практически не растворим в петролейном эфире и растворах щелочей. Водный и спиртовой растворы имеют щелочную реакцию.

Форма выпуска Править

Формы выпуска: порошок и таблетки по 0,015 г (с гидрокарбонатом натрия).

Производные Править

Кодеина фосфат (Codeini phosphas). Синонимы: Codeinum phosphoricum, Codeine phosphate.

По характеру действия и показаниям к применению аналогичен кодеину (основанию). Как менее токсичный препарат, содержащий около 80% кодеина (основания), допускается к применению у детей более раннего возраста и в несколько больших дозах. Назначают детям старше 6 мес по 0,002—0,01 г на приём в зависимости от возраста. Взрослым практически назначают в тех же дозах, что кодеин (основание). Высшие дозы для взрослых внутрь: разовая 0,1 г, суточная 0,3 г. Порядок отпуска такой же, как для кодеина.

Хранение Править

Хранение кодеина и содержащих его лекарственных форм: список Б. Порошок — в хорошо укупоренной таре, предохраняющей от действия света; таблетки — в защищённом от света месте.

Ссылки Править

Примечания Править

ar:كودين

ast:Codeína ca:Codeïna da:Kodein de:Codein en:Codeine eo:Kodeino es:Codeína fi:Kodeiini fr:Codéine gl:Codeína he:קודאין hu:Kodein id:Kodein it:Codeina ja:コデイン ko:코데인 lt:Kodeinas ms:Kodeina nl:Codeïne no:Kodein pl:Kodeina pt:Codeína ro:Codeină simple:Codeine sk:Kodeín sv:Kodein th:โคดีอีน tr:Kodein uk:Кодеїн zh:可待因 zh-yue:可待因

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики