ФЭНДОМ

Файл:Jan Kowalewski.jpg

Ян Ковалевский, польск. Jan Kowalewski (23 октября 1892, Лодзь — 31 октября 1965, Лондон) — польский шифровальщик, математик и лингвист, сумевший взломать советские и белогвардейские шифры во время советско-польской войны 1920 г. Длительное время служил во 2 отделе Генерального штаба Войска польского, дослужился до чина подполковника.

Молодость Править

Окончил в Лодзи торговую гимназию. В 19091913 гг. учился в Льежском университете (Бельгия), где получил диплом по технической химии. Владел несколькими иностранными языками: немецким, французским и русским.

После начала 1-й мировой войны был мобилизован в русскую армию. Был офицером резерва инженерных войск, в это время получил множество знаний, которые пригодились ему в дальнейшей криптографической работе.

20-летие между мировыми войнами Править

После февральской революции поступил в штаб 2-го польского корпуса, расположенного на Украине. Входил в Польскую военную организацию, руководил разведкой 4-й дивизии польских стрелков под командованием генерала Л. Желиговского. Вместе с дивизией вернулся в независимую Польшу в мае 1919 г.

После возвращения на родину — организатор и начальник отдела 2 радиоразведки Бюро шифров 2-го отдела Генерального штаба Войска польского в 19191924 г. Ему доверено создание группы дешифровщиков при Генеральном штабе. Фактически ему удалось создать целую сеть станций прослушивания радиосообщений, связанных с Генштабом при помощи телеграфа Хьюза. Привлёк к участию виднейших математиков Польши.

В конце августа — начале сентября 1919 г. Ковалевский взломал первые шифрованные сообщения Красной Армии с фронтов гражданской войны на Украине, в южной России и на Кавказе.[источник?] Также взломал шифры Вооружённых сил юга России и «белого» Черноморского флота, а также армии УНР, что позволило полякам отслеживать военные действия в России от Сибири до Петрограда и от Мурманска до Чёрного моря.[источник?] В январе 1920 г. начал взламывать немецкие шифры.

С августа 1919 г. и до конца 1920 г. польская радиоразведка перехватила несколько тысяч шифрограмм (в основном Красной Армии), в целом их количество составляло летом 1920 г. порядка 400—500 в месяц. В архиве польского Бюро шифров хранится свыше 100 ключей, взломанных с середины 1919 по конец 1920 г. С течением времени срок взлома шифра уменьшился с 2 недель до 2-3 дней. [1]

Во время Варшавского сражения в августе 1920 г. информация от Ковалевского имела важнейшее значение для стратегических решений Пилсудского, сыгравших роль в разгроме армии Тухачевского.

По окончании советско-польской войны в марте 1921 г. направлен в Верхнюю Силезию вместе с рядом других офицеров 2-го отдела.

За свои заслуги Ковалевский в 1921 г. получил Серебряный крест ордена Виртути Милитари.

С 1923 г. был криптографом на службе Японии, за что получил высшую награду страны — Орден Восходящего Солнца.

В 1928 г. окончил Высшую военную школу в Париже. В 19281933 гг. — военный атташе Польши в Москве. Признанный «персоной нон грата», был вынужден вернуться на родину. Получил аналогичную должность в Бухаресте, где работал в 19331937 гг.

С 1937 г. начальник штаба Тыла народного ополчения (Obóz Zjednoczenia Narodowego) и директор представительства Общества импорта стратегического сырья TISSA, связанного со 2-м отделом.

Вторая мировая война и эмиграция Править

В сентябре 1939 г., после эвакуации в Румынию, Ковалевский сотрудничал в бухарестском комитете помощи беженцам, который он возглавлял. В январе 1940 г. переехал во Францию. Незадолго до поражения Франции эвакуировался в июне 1940 г. из Парижа и через Испанию попал в Португалию, где стал членом комитета по делам беженцев, сначала в Фигейра-да-Фош, а затем в Лиссабоне.

В рамках «Континентальной акции» Ковалевский руководил разведывательными операциями во всей Европе [2], проводил тайные переговоры с представителями Венгрии, Румынии и Италии по вопросу выхода этих стран из войны. Одним из моментов в переговорах было нежелание этих стран участвовать в преступлениях гитлеровской Германии против человечества, в частности, в акциях Холокоста[источник?]. Переговоры также касались недопущения отправления польских сил на восточный фронт, помощи польским военнопленным на территориях этих государств. Лиссабонская группа вела закулисные переговоры с немецкими антигитлеровскими заговорщиками.

Дипломатическая деятельность Ковалевского, направленная на расширение контактов между восточноевропейскими сателлитами Германии и западными государствами с целью вывода первых из войны, оказалась во многом безуспешной из-за отсутствия у западных держав внятной концепции о месте восточноевропейских государств в их политике, и в частности, в борьбе против гитлеровской Германии. Гибкость по отношению к Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии, по мнению Ковалевского, могла бы сократить войну и не допустить последующего 50-летнего доминирования СССР в Восточной Европе.[3]

Ян Ковалевский был уволен с должности 20 марта 1944 г. по категорическому требованию Сталина, высказанному в декабре 1943 г. Черчиллю на Тегеранской конференции.

Послевоенные годы Править

После войны Ковалевский остался в эмиграции в Лондоне. С 1955 г. издавал ежемесячный журнал East Europe and Soviet Russia, сотрудничал с Радио "Свободная Европа". До конца жизни сохранял ясность мысли, продолжал заниматься дешифровкой (в 1963 г. ему удалось дешифровать шифрованные записи польского революционера Р. Траугутта). Умер от болезни.

Литература Править

  • Jan Bury, Polish Codebreaking During the Russo-Polish War of 1919—1920, «CRYPTOLOGIA», XXVIII, 3, 2004, s. 193—203.
  • Władysław Kozaczuk & Jerzy Straszak.Enigma ; How the Poles Broke the Nazi Code (Aneks B: Before Enigma: Jan Kowalewski and the Early Days of the Polish Cipher Bureau (1919-22)) New York 2004 wyd.Hyppocrene Books ISBN 0-7818-0941-X
  • Grzegorz Nowik. Zanim złamano Enigmę: Polski radiowywiad podczas wojny z bolszewicką Rosją 1918—1920. Wojskowe Biuro Badań Historycznych. Warszawa 2004, wyd. Oficyna Wydawnicza RYTM ISBN 83-7399-099-2

См. также Править

Ссылки Править

pl:Jan Kowalewski

Примечания Править

  1. Grzegorz Nowik Zanim złamano Enigmę: Polski radiowywiad podczas wojny z bolszewicką Rosją 1918—1920. Wojskowe Biuro Badań Historycznych. Warszawa 2004, wyd. Oficyna Wydawnicza RYTM ISBN 83-7399-099-2
  2. Благодаря личным контактам Ковалевского в военных кругах Японии с 1920-х гг. радиодеятельность польской разведки в оккупированной Европе была основана преимущественно на японских радиостанциях, находящихся в европейских посольствах подчинённого Японии марионеточного государства Маньчжоу ГоБудапеште , Бухаресте и Берлине). Япония, не находившаяся с Польшей в состоянии войны, взамен получала от польской разведки информацию об СССР. СССР в течение почти всей 2-й мировой войны сохранял нейтралитет по отношению к Японии.
  3. Маршал Ион Антонеску, друживший с Ковалевским со времён его работы в должности военного атташе Польши в Бухаресте, содействовал контактам с ним румынских послов. Дино Гранди, лидер тайной оппозиции Муссолини в рядах фашистского движения, организовавший смещение последнего в июле 1943 г., после того, как Муссолини сместил его с должности в феврале 1943 г.. прибыл в Лиссабон и встретился в первую очередь с Ковалевским. В сентябре 1943 г. Италия подписала безоговорочную капитуляцию, хотя форма, в которой она совершилась, представляла собой нарушение предварительно достигнутого соглашения между союзниками и премьером Пьетро Бадольо. Англичане и американцы, как полагают польские историки, упустили шанс вовлечь Италию в войну на своей стороне.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики