Фэндом

Контроль Разума

Кара-Мурза, Сергей Георгиевич

2112статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Кара-Мурза, Сергей Георгиевич (род. 23 января 1939, Москва) — советский и российский учёный, по образованию химик. С 1968 года занимался методологией науки, а потом системным анализом. Профессор, автор работ по истории СССР, теоретик науки, философ, политолог и публицист. Как автор политических работ выступает сторонником советского проекта. Доктор химических наук. Член Союза писателей России. Главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН. Член Экспертного совета «Политического журнала». Заведующий отделом комплексных проблем развития науки Российского исследовательского института экономики, политики и права в сфере науки и техники. Область научных интересов: исследование кризисов, науковедение.

По национальности русский. Свободно владеет испанским языком.

Биография Править

Сергей Георгиевич Кара-Мурза родился в 1939 году в Москве в семье советского китаеведа — Кара-Мурзы Георгия Сергеевича. В начале Великой Отечественной войны отец ушёл добровольцев на фронт, а семья вместе с Сергеем была эвакуирована в Казахстан.

  • В 1956—1961 годах учился на химическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, после окончания которого занимался научной деятельностью как химик.
  • В 1961—1968 годах — аспирант и сотрудник Института химии природных соединений, затем Института органической химии АН СССР. В 1966 году в Институте органической химии АН СССР защитил учёную степень кандидата химических наук.
  • В 1966—1968 и 1970—1972 годах С. Г. Кара-Мурза был командирован и работал на Кубе. После работы на Кубе перешел в гуманитарную сферу и стал изучать вопросы научной политики.
  • В 1968—1990 годах работал сотрудником, руководителем отдела, заместителем директора Института истории естествознания и техники АН СССР. В 1983 году в этом институте защитил докторскую диссертацию по истории и методологии науки и техники. (См.: Кара-Мурза С. Г. Роль исследовательских методов в формировании современной органической химии и биохимии. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктор химических наук. — М.: Издательство МГУ, 1983).
    • 1986—1991 — входил в группы экспертов ЦК КПСС по организации науки.
    • 1988 — получил звание профессора.
    • 1990—2000 — работал главным научным сотрудником, начальником сектора устойчивого развития аналитического центра по научной и промышленной политике Министерства науки и промышленности Российской Федерации (АН СССР, Госпромкома, РАН).
  • В 1992 году сотрудник Аналитического центра РАН по проблемам социально-экономического и научно-технического развития.
  • В 2004 году — начальник сектора устойчивого развития аналитического центра Министерства науки и промышленности Российской Федерации.
  • В 2005 году — начальник сектора общих проблем устойчивого развития Российского Исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере. В этом качестве 25 октября 2005 года с докладом «Социокультурный код российской цивилизации. Технологии сборки и демонтажа народов» участвовал на конференции «Духовные основы российской цивилизации: горизонты третьего тысячелетия», организованной Российским Фондом развития высоких технологий совместно с Институтом философии РАН и Институтом рефлексивных процессов и управления.

В годы перестройки был привлечен к анализу систем, выходящих за рамки науки.

Читал лекции в университетах Испании (1988—1996 гг.), в 1989—1990 гг. работал приглашенным профессором университета Сарагосы. Двоюродный брат члена Федерального политсовета СПС философа Алексея Алексеевича Кара-Мурзы и телеведущего Владимира Алексеевича Кара-Мурзы, дядя журналиста и политика Владимира Владимировича Кара-Мурзы.

Перу Кара-Мурзы принадлежит более 50 статей по химии, статьи по истории и методологии науки, науковедению, книги «Проблемы организации науки» (1981), «Основы науковедения» (1985, в соавторстве), «Технология научных исследований» (1989) и другие.

С. Г. Кара-Мурза — один из самых известных и авторитетных политологов России. Он привлекался Администрацией Президента Российской Федерации для чтения специальных лекций студентам ведущих вузов России. Как политолог выступал на слёте проправительственного молодёжного движения «Наши» на озере Селигер.

Публицистика Кара-Мурзы Править

Более всего Сергей Кара-Мурза известен работами об обществе, особенно об общественном сознании. Представитель левопатриотической мысли, защитник идеалов коллективизма, «традиционного» идеократического общества и рационального (в своём понимании) мышления. В целом Кара-Мурза положительно относится к историческому опыту СССР, критикуя марксизм с позиций, близких к Антонио Грамши и народничеству.

В современной политической жизни России он выступает за блок «красных и демократов», видит опасность для независимости страны в возможном сценарии «оранжевой революции». Уважительно относится к религии. По его мнению, Владимир Путин «стал символом России и выполнил необходимую для спасения страны миссию. Уже из-за этого он вошел в число исторически значимых политиков, достойных памяти и уважения».

Сторонник советской системы универсального образования, восходящей к энциклопедическому подходу в обучении — в противовес «мозаичной культуре» «для бедных», противник внедрения либеральной модели двух видов образования — «для элиты» и «для работников-потребителей» (Советская цивилизация, т.2).

К числу фундаментальных публицистических работы С. Г. Кара-Мурзы относятся книги: «Манипуляция сознанием», «Демонтаж народа», «Потерянный разум».

С. Г. Кара-Мурза — критик насаждения в России либеральных ценностей. Комментаторы С. Г. Кара-Мурзы, в частности отмечают следующее высказывание автора: «Свою приверженность ценностям иной культуры и цивилизации наши реформаторы оправдывают тем, что якобы либерализм — высшее достижение мировой культуры, что он основан на общечеловеческих ценностях и отвечает „естественным“ потребностям человека. А Россия, мол, уклонилась от столбовой дороги цивилизации, и теперь ей приходится расплачиваться за свою ошибку и наверстывать упущенное через болезненные реформы».

В рамках экспертной дискуссии «Проекты для России», проводимой «Российской газетой» в 2005 году, Сергей Кара-Мурза представил так называемый «Новый советский проект». В данной дискуссии автор, в частности, отметил, что шанс либерализации в стране утрачен и стоит оглянуться в прошлое. Кара-Мурза считает, что для России единственно возможным путем развития как в начале двадцатого века, так и сейчас является советский проект. Политолог считает, что новый проект должны строить «люди, любящие СССР». Его оппонентами выступили, в частности, Егор Холмогоров и Леонид Гозман.

Внешние ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики