Фэндом

Карательная психиатрия, она же репрессивная психиатрия — форма борьбы с политическими противниками. Случаи использования карательной психиатрии имели место во многих странах (включая развитые демократии), но наибольшую известность получило использование карательной психиатрии в США Александр Тарасов. Психиатрия: контроль над сознанием или тем, что от него осталось.и СССР.

Методы карательной психиатрии Править

К методам карательной психиатрии относят:

  • лишение дееспособности или ущемление прав на основании ложного диагноза;
  • установление принудительного медицинского наблюдения;
  • госпитализация психически здоровых (или не здоровых, но не требующих госпитализации) людей, то есть использование клиник как мест заключения;
  • применение к здоровым людям медицинских процедур, в том числе болезненных, опасных или калечащих (начиная от назначения психотропных лекарств и кончая электрошоком головного мозга и лоботомии);
  • сознательное нанесение вреда физическому и психическому здоровью («сведение с ума»).

Сюда же иногда относят фальсификацию причин смерти при помощи ложного диагноза.

Карательная и оправдательная психиатрия Править

Другой формой использования психиатрии в немедицинских (в том числе политических) целях является так называемая «оправдательная психиатрия».

К ней относят:

  • вывод из-под ответственности (судебной или другой) на основании ложного диагноза;
  • госпитализация людей, совершивших преступные действия (в том числе выполнявшие преступные приказы), как метод скрытия от следствия, суда, уголовного наказания и т. п.
  • симуляция лечения как метод смягчения уголовного наказания, способ уменьшить его срок и т. п.

Граница между карательной и оправдательной психиатрией весьма условна. Так, агент правительства, совершивший преступление и пойманный, может быть помещён в психиатрическую клинику не только для того, чтобы спасти его от суда, но и для того, чтобы он молчал.

История карательной психиатрии Править

Франция Править

Во времена II Империи Наполеона III заключение в психбольницы использовалась в качестве меры подавления движения сен-симонистов. Свыше 40 сторонников А. Сен-Симона были принудительны помещены в больницы под предлогом того, что их политические взгляды являются признаком ненормальности. Однако эта практика не получила распространения, поскольку вскоре выяснилось, что врачи зачастую сочувствовали взглядам «пациентов», а в некоторых случаях сами переходили в сен-симонизм. Несмотря на это, не менее 6 сен-симонистов были освобождены из больниц только после крушения Империи в 1871 г.

Нацистская Германия Править

Программа эвтаназии Т-4, созданная в нацистской Германии на основе евгеники 1920-х годов, предусматривала «очищение» арийской расы от так называемых «неполноценных элементов», прежде всего пациентов психиатрических клиник.[1] Число убитых составило от 70 до 250 тысяч человек.

США Править

В США карательная психиатрия применялась с конца 40-ых до конца 50-ых годов во время гонений на левую интеллигенцию и антикоммунистической истерии. В психбольницах лечили нейролептиками тех, кто выказывал сочувствие к коммунистическим идеям, но при этом не состоял ни в каких коммунистических организациях.[источник?] Много позже, в 70-е годы, некоторые такие истории стали известны общественности. Например о трагической судьбе жертвы карательной психиатрии, голливудской кинозвезды Фрэнсис Фармер в США сняли в 1982 году художественный фильм Фрэнсис.

СССР Править

Первой жертвой советской карательной психиатрии стала революционерка-террористка, лидер партии левых эсеров Мария Спиридонова, заключенная в психбольницу по приказу Дзержинского в 1921 г. КАРАТЕЛЬНАЯ ПСИХИАТРИЯ. У ее истоков стоял все тот же Феликс Эдмундович Примеры жертв карательной психиатрии:

  • Плющ, Леонид Иванович
  • Григоренко, Пётр Григорьевич
  • Новодворская, Валерия Ильинична
  • Горбаневская, Наталья Евгеньевна
  • Игрунов, Вячеслав Владимирович
  • Владимир Буковский
  • Есенин-Вольпин
  • Медведев, Жорес
  • Тарсис, Валерий Яковлевич
  • Яхимович, Иван

Есть мнение, что синдром вялотекущая шизофрения был изобретен сотрудниками института имени Сербского А. В. Снежневскогим, Г. В. Морозовым и Д. Р. Лунцем специально для нужд карательной психиатрии Леонард Терновский. ТАЙНА ИГ. http://www.hro.org/editions/karta/nr22-23/ig3.htm#plush Такой диагноз применялся в случаях, когда обвиняемые отрицали вину, не сотрудничали со следствием и было неудобно приговаривать правозащитников к тюремному заключению Буковский В. , Глузман С. Название: Пособие по психиатрии для инакомыслящих Период появления в самиздате: После 1973 года. http://antology.igrunov.ru/authors/bukovsky/psychiatr.html

Российская Федерация Править

В настоящее время иногда власти России обвиняют в том, что они возвращаются к практике использования карательной психиатрии против инакомыслящих Карательная психиатрия на марше? "Права человека в россии", 06.12.2004,

Александр МЕЛЕНБЕРГ. Карательная психиатрия. Новая газета, 18.08.2003

Собкор®ru. Психиатрия опять в ходу. Grazhdanskij front, 25.07.2007 Н.П.Ермилова. Карательная психиатрия в действии... и активно пользуется услугами "слепой" Фемиды. Sutaznik, 07.06.2007 .

Обсуждение проблемы:

Часто в качестве примера приводится случай с Ларисой Арап, а также дело Артема Басырова в Йошкар-Оле . С 23 ноября он принудительно содержится в психиатрической больнице. Всемирная Организации по борьбе с пытками направила письма в адрес президента России, генерального прокурора, председателю комиссии по правам человека при президенте, омбудсмену России, министру внутренних дел, министру иностранных дел, постоянную миссию России при ООН, посольство России в Бельгии с требованием гарантировать физическую и психологическую неприкосновенность Артема Басырова. 25 декабря его выписали. Решение о выписке Артема Басырова приняла комиссия, которая собирается каждый месяц. Врачи никак не объяснили своего решения.

Достоверно известны ситуации, когда методы карательной психиатрии использовлись одними частными лицами против других частных лиц с целью отъёма имущества (как правило, жилплощади) и т.п.

Литература Править

  • Bowart W. Operation Mind Control. N.Y.: Dell, 1978. ISBN 0-440-16755-8.
  • Constantine A. Psychic Dictatorship in the U.S.A. L.A.: Feral House, 1995. ISBN 0-922915-28-8.
  • Mitford J. Kind and Usual Punishment. The Prison Business. N.Y.: Alfred Knopf, 1973, 1974. ISBN 0-394-47602-6, ISBN 0-394-71093-2.
  • Pines M. The Brain Changers: Scientists and the New Mind Control. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1973, 1975. ISBN 0-15-113700-5, ISBN 0-451-06423-2.
  • Salomon G. Saint-Simon und der Sozialismus. Berlin, 1919.
  • Scheflin A. W., Opton Jr. E. M. The Mind Manipulators: A Non-Fiction Account. N.Y.: Paddington Press, 1978. ISBN 0-448-22977-3.
  • Прокопенко А. С. Безумная психиатрия. Секретные материалы о применении в СССР психиатрии в карательных целях. М.: Совершенно секретно, 1997. ISBN 5-85275-145-6.

См. также Править

Внешние ссылкиПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики