ФЭНДОМ

Статья посвящена истории нейролингвистического программирования.

Одна из статей на тему
Нейролингвистическое программирование
(НЛП)

Основные статьи
НЛП · Принципы · НЛП-психотерапия · История
Новый код · НЛП и наука · Библиография · Словарь

Принципы и методы
Моделирование · Метамодель · Милтон-модель
Позиции восприятия · Раппорт · Рефрейминг
Репрезентативные системы · Субмодальности
Пресуппозиции · Позитивное намерение · ХСР
Метапрограммы · Нейрологические уровни
Якорение · Соотношение карты и территории

Связанные темы
Эмпиризм · Проблема субъекта и объекта
Общая семантика ·Субъективный характер опыта
Реальность консенсуса · Философия восприятия
Когнитивная лингвистика · Метакогниция

Персоналии
Ричард Бэндлер · Джон Гриндер · Грегори Бейтсон
Альфред Коржибски · Роберт Дилтс · Джудит Делозье
Милтон Эриксон · Вирджиния Сатир · Фриц Пёрлз
Стив Андреас · Конни Андреас · Фрэнк Пьюселик · Энн Энтус

Нейролингвистическое программирование (НЛП) было разработано Ричардом Бэндлером совместно с Джоном Гриндером под попечительством Грегори Бэйтсона (знаменитого антрополога, социолога, лингвиста, одного из основателей кибернетики), в Калифорнийском университете, в течение 19601970-х годов XX века.

Изначально являясь исследованием того, как успешные психотерапевты достигали своих результатов, оно быстро выросло в отдельную область и методологию, основанную на навыках моделирования, используемых для идентификации ключевых аспектов поведения других, и подходах, которые привели их к возможности получения выдающихся результатов в своих областях.

В начале 1980-х годов между Бэндлером и Гриндером возник конфликт, и в период разногласий и судебных процессов связанных с интеллектуальной собственностью, инициированных Бэндлером, НЛП стало развиваться фрагментарно и бессистемно многими разными людьми, зачастую под различными сомнительными брэндами.

На протяжении 1990-х, в таких странах, как, например, Великобритания, совершались осторожные попытки поставить НЛП на более формальную, регулируемую основу; и ближе к 2001 судебные тяжбы наконец улеглись, и множество людей и уполномоченных групп в этой области возобновило попытки поставить НЛП на более профессиональную основу.

Контекст возникновения и ранние влияния Править

Одно из самых ранний влияний на НЛП оказала Общая семантика (Альфред Коржибски) как новая мировоззренческая перспектива которая включала в себя своего рода ментальную гигиену. Это был отход от Аристотилевской концепции современной науки и объективной реальности и это также повлияло на представления о программировании сознания. Общая семантика Коржибского повлияла на несколько школ мышления, приводя к жизнеспособной деятельности по развитию человеческого потенциала и ассоциациям с проявляющимся мышлением в стиле ”New Age”. В поздних 60х, организации самопомощи, такие как EST, Дианетика и Саентология стали финансово успешными. Исаленские семинары человеческого потенциала в Калифорнии начали привлекать широкий спектр мыслителей и мирских людей, таких как гештальт-терапевт Фриц Перлз, также как и Грегори Бейтсона, Вирджинию Сатир и Милтона Эриксона.

Другая важная часть ситуации заключалась в том, что основатели основали философию «делания», скорее чем «теоретизирования». Это могло быть из-за сильных контр-культурных (анти-истэблишмента) настроений в то время. Как часть этого, пока там имелось уважение к научному подходу (гипотеза, тест, вопрос), имелось меньше оснований для беспокойства и одобрения основных течений науки по этому поводу. Так же особо не задумывались над контролем или стандартами или над выработкой рекомендаций, область была открыта для тех кто был заинтересован исследовать куда бы не приводили их принципы и личные интересы. В целом, в течении длительной части истории НЛП разработчики предпочитали создавать идеи, определять их ценность на практике и оставлять тщательную научную верификацию другим исследователям или до лучших времен.

Заключительным множеством влияний было то, что старые представления бихевиоризма и детерминизма, которые долго являлись ведущими, стали быстро становиться неодобряемыми и проблемы, такие как субъективный характер опыта становились более признанными как часть постмодернистского мировоззрения, принося с собой такие вопросы как субъект-объектная проблема, признание когнитивных сдвигов и постановка вопроса о полноте философии восприятия и природы реальности. Бейтсон, являясь антропологом, сильно поддерживал культурный релятивизм (точку зрения, что смысл может быть найден лишь в контексте – чтобы не путать с моральным релятивизмом), который сейчас считается фундаментальным в антропологии.

Такие подходы без сомнения оказывали влияние на развитие ранних исследований, склоняя Гриндера и Бендлера к изучению эффективности их тематики с антропологической (наблюдательной) базы, пытаясь понять что означало их поведение, вместо психоаналитического подхода о том как они соответствуют теории,

Развитие НЛП Править

Первые исследования Править

В Ранних 70х, Ричард Бендлер был приглашен Бобом Спитзером, владельцем «Science and Behavior Books», принять участие в тренингах Фрица Перлза и Вирджинии Сатир и был позже нанят Спритзером для помощи, транслитерирования и редактирования записей Перзла для книги. В это время Бендлер был студентом Университета Калифорнии, в Санта Круз и начинал проводить семинары по Гештальт-терапии для усовершенствования своих навыков. Находясь в университете Бендлер пригласил доцента лингвистики Доктора Джона Гриндера для ведения научных наблюдений его семинаров по Гештальту, чтобы помочь построить эксплицитную модель того как Бендлер (и Перлз) проводили Гештальт-терапию. Гриндер использовал свои знания в трансформационной грамматики и начиная с Перлза и переходя к ведущему семейному терапевту Вирджинии Сатир, оба они сотрудничали чтобы создать несколько работ основанных на этих исключительных терапевтах своего времени.

Итоговая лингвистическая модель анализировала как терапевтическое осознание и использование языковых паттернов может само по себе быть использовано для воздействия на изменение. Впервые опубликованные в Структуре Магии Том 1.(1975), модели были расширены в Структуре Магии Том 2.(1976), и в Изменения в Семье(в соавторстве с самой Сатир в 1976) и в итоге стали известны как Мета-модель(мета в смысле «за пределами»), первая основная модель в основе которой образовалась целая область.

Первые модели, легшие в основу НЛП Править

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Разделение Править

Переосмысление НЛП: метод «Нового кода» Править

Движение НЛП Править

НЛП в XXI веке Править

См. также Править

en:History of neuro-linguistic programming

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики