Фэндом

Диметилтриптамин
Диметилтриптамин: химическая формула
Диметилтриптамин: вид молекулы
Химическая формулаC12H16N2
Отн. молек. масса188.269 а. е. м.
Температура плавления47 °C
Температура разложения49 °C
номер CAS61-50-7
SMILESCN(C)CCc1c[nH]c2ccccc12

Диметилтриптамин (DMT) или N,N-диметилтриптамин психоактивное вещество из класса триптаминов. По химической структуре DMT схож с веществом серотонин — одним из важных нейромедиаторов головного мозга млекопитающих. DMT также вырабатывается в небольших количества человеческим организмом в процессе нормального метаболизма[1]. Чистый DMT представляет собой кристаллических порошок, либо прозрачный на вид, либо имеющий оттенок от белого до желто-красноватого цвета. Впервые DMT был синтезирован в 1931 году.

DMT встречается в природе во многих растениях, часто в комбинации с химически схожими веществами 5-MeO-DMT и буфотенин (5-OH-DMT)[2]. Травы, содержащие DMT часто используются в своих практиках шаманами Южной Америки. Напиток айяуаска как правило содержит DMT в качестве одного из основных действующих компонентов.

Некоторые из растений, содержащие DMT[2]:

  • Mimosa hostilis
  • Diplopterys cabrerana (Чалипонка)
  • Psychotria viridis (Чакруна)
  • Virola
  • Anadenanthera peregrina (Йопо)
  • Anadenanthera colubrina

При пероральном приеме DMT как правило не активен, так как он быстро метаболизируется организмом. Для получения психоактивного эффекта при пероральном приеме DMT должен быть скомбинирован вместе с одним из ингибиторов моноаминоксидазы, например гармалином. Другие способы администрирования DMT включают вдыхание с дымом (курение) или ввод иньекционно, что вызывает очень сильный, быстро наступающий эффект, длящийся непродолжительное время (как правило менее получаса).

Галлюциногенные свойства Править

Впервые психотропные свойства DMT были изучены в середине 50-х годов венгерским доктором Стивен Зара (Stephen Szára). Испытывая интерес к психоактивным веществам, доктор Зара заказал в компании Сандоз вещество LSD. Недавно открытое на тот момент, LSD вызывало большой интерес у ученых. Однако Сандоз отказала в поставке по причине опасения, что LSD попадёт в руки коммунистического режима, что могло бы иметь нежелательные последствия. Из-за невозможности получить LSD доктор Зара обратил свое внимание на химически менее сложное DMT, предположив его психоактивные свойства ввиду схожести с серотонином[3].

DMT — это очень сильное психоактивное вещество, способное вызывать интенсивные энтеогенные переживания с мощными визуальными и слуховыми галлюцинациями, восприятие иного хода времени и способность испытывать переживания в отличных от привычной реальностях. Испытавшие DMT-трип люди часто говорят что эти переживания настолько отличаются от чего-либо известного человеку, что их практически невозможно описать или выразить в словесной или иной форме. Некоторые пользователи сообщают об чрезвычайно интенсивных визуальных и сенсорных переживаниях эротического плана, при употреблении DMT в ритуальном сексуальном контексте[4][5].

Профессор Alan Watts так описывал эффект DMT: «Заряди всю Вселенную в ствол пушки. Нацелься в мозг. Стреляй!» (англ. «Load universe into cannon. Aim at brain. Fire.»).

В исследованиях, проведенных в 1990—1995 годах психиатром Риком Страссманом в университете Нью Меxико выяснилось что многие из участвующих добровольцев испытывали переживания внеземной жизни среди существ, которые характеризовались как «эльфы», «инопланетяне», «гиды» и «помощники»[6]. При этом в визуальном плане некоторые из этих существ напоминали клоунов, рептилий, богомолов, пчел, пауков, кактусы, гномов и фигуры, сделанные из палок. По крайней мере один из участников исследований сообщил о сексуальном контакте с одим из таких существ, в то время как другие часто сообщали об эротических переживаниях. В целом, все участники исследований сообщали что эти существа являются жителями параллельной, независимой реальности, дорогу в которую открывает прием DMT[3].

Побочные эффекты Править

При испарении DMT, производимый им дым часто вызывает неприятные ощущения в легких. Согласно исследованиям Рика Страссмана — «Диметилтриптамин, в некоторой зависимости от дозы, вызывает увеличение артериального давления, частоты сердцебиения, диаметра зрачков, температуры прямой кишки, в дополнение к увеличению в крови концентрации бета-эндорфинов, кортикотропина, кортизола и пролактина. Уровень гормонов роста также увеличивался при любых дозах DMT, а вот на уровень мелатонина не оказывалось никакого влияния»[7].

Химическая классификация Править

DMT является производным триптамином, молекула которого включает две дополнительные метиловые группы в позиции атома азота у аминовой группы. Впервые DMT был выделен из корня Мимозы (en:Mimosa hostilis) в 1946 году бразильским этноботаником и химиком Гонсалвесом деЛима, который дал этому веществу имя «Нигерин» (Nigerine). Первый химический синтез DMT был осуществлен английским химиком Ричардом Мански (en:Richard Manske) в 1931 году[8].

Типичный путь получения DMT это синтез Speeter-Anthony, где реагентами являются индол, хлорид щавелевой кислоты, диметиламин и алюмогидрид лития. Обычно DMT используют в виде основания, хотя более стабильным видом являются соли DMT, например соль фумаровой кислоты. При этом соли DMT растворимы в воде, а его основание — нет. DMT в растворе быстро разлагается при воздействии кислорода, света и тепла, поэтому должен хранится в закрытом контейнере, в темноте, в холодильнике. Чистое вещество может кристаллизоваться в виде небольших белых кристаллов, имеющих форму иголок.

Предположения Править

В ряде спекулятивных теорий, предложенных разными исследователями, делается предположение что эндогенный DMT, производимый человеческим мозгом[9] в определенных психологических и нейрологических состояниях, используется организмом для индуцирования визуальных эффектов в процессе естественных сновидений, переживаний клинической смерти и преагональных состояний мозга, а также других переживаний мистического толка. Биохимический механизм этого явления был предложен исследователем en:JC Callaway в работе 1988 года, где делалось предположение что DMT может быть связан с феноменом сновидений, и другими естественными состояними мозга, где механизмом является повышение уровня эндогенного DMT в головном мозге человека[10].

В исследованиях Рика Страссмана в 1990-х годах было высказано еще более смелое предположение — что мозг человека производит выброс большого количества DMT из эпифиза в момент, предшествующий смерти или при переживании околосмертного состояния. Этим объясняются интенсивные визуальные эффекты, сообщаемые пережившими клиническую смерть или околосмертное состояние людьми.

В 1950-х годах была популярна теория что эндоргенная выработка психоактивных агентов объясняет симптоматику испытывающих галлюцинации пациентов с некоторыми психическими заболеваниями («Гипотеза переметилирования» — англ. en:transmethylation hypothesis).[11]. В частности таким образом пытались найти объяснение шизофрении (см. также адренохромная гипотеза патогенеза шизофрении). Однако данная теория не могла объяснить присутствие эндогенного DMT в нормальных здоровых людях, а также лабораторных мышей и других животных. В свете этого предположение о функции эндогенного DMT в качестве агента, вызывающего визуальные эффекты естественных сновидений выглядит более основательным.

Однако точное доказательство этого предположения невозможно по этическим соображениям — биологические образцы для исследования должны быть получены из живого мозга человека.

Теренс МакКенна, автор ряда книг, где упоминается тема DMT, описывал свой опыт употребления, в котором произошла встреча с существами, названными им «Само-Трасформирующиеся Машины-Эльфы» (англ. Self-Transforming Machine Elves). МакКенна приписывает DMT роль инструмента, который может быть использован для связи с существами из других миров. Подобные отчеты также дают другие пользователи, испытавшие DMT-трипы. Также часто сообщается о встречах с разумными существами, которые пытаются выяснить информацию о нашей реальности.

DMT: Молекула Духа (англ. DMT: The Spirit Molecule) — одна из самых известных книг о DMT написаная Риком Страссманом, ученым-исследователем в области медицины[12].

Страссман выдвигает предположение что эпифиз вырабатывает DMT в естественном процессе, ввиду того что все необходимые компоненты для этого процесса обнаруживаются именно там. Однако никто еще не пытался обнаружить DMT в эпифизе напрямую.

Закон Править

В большинстве стран DMT классифицируется законом как наркотик и находится под запретом. В России DMT помещен в Список I, самую строгую категорию веществ.

В США, несмотря на то что DMT также относится к самой строгой категории Schedule I, известен судебный прецедент который разрешил бразильской церкви «União do Vegetal» использовать напиток айяуаску в ряде традиционных религиозных церемоний, и импортировать компоненты для ее приготовления[13].

В Канаде DMT помещен в категорию III (Schedule III).

Во Франции DMT классифицируется как stupéfiant.

В Бразилии существует несколько религиозных организаций, которые открыто используют напиток айяуаска в шаманическом контексте, часто с использованием элементов христианской концепции.

DMT не обнаруживается обычными тестами на содержание наркотических веществ в крови и следов их использования[14].

См. также Править

Ссылки Править

  1. Barker SA, Monti JA and Christian ST (1981). N,N-Dimethyltryptamine: An endogenous hallucinogen. In International Review of Neurobiology, vol 22, pp. 83-110; Academic Press, Inc.
  2. 2,0 2,1 Anadenanthera: Visionary Plant Of Ancient South America By Constantino Manuel Torres, David B. Repke, 2006, ISBN 0-7890-2642-2
  3. 3,0 3,1 R.J. Strassman Chapter summaries. DMT: The Spirit MoleculeПроверено 13 января 2007.
  4. 2C-B, DMT, You and Me. Maps.  Проверено 13 января 2007.
  5. ENTHEOGENS & Visionary Medicine Pages. Miqel.com.  Проверено 17 августа 2007.
  6. Sex, Drugs, Einstein, and Elves: Sushi, Psychedelics, Parallel Universes, and the Quest for Transcendence. — Smart Publications, August, 2005. — ISBN ISBN 1-890572-17-9 (discusses DMT and implications for our understanding of reality)
  7. R.J. Strassman and C.R. Qualls (February 1994). "Dose-response study of N,N-dimethyltryptamine in humans". Arch Gen Psychiatry 51 (2): 85-97. Проверено 2007-01-13.
  8. Jeremy Bigwood and Jonathan Ott (1977): «DMT», Head Magazine [1]
  9. Erowid DMT Vault : Journal Articles & AbstractsПроверено 5 сентября 2007.
  10. Callaway J (1988). "A proposed mechanism for the visions of dream sleep". Med Hypotheses 26 (2): 119-24. PMID 3412201.
  11. Osmund H and Smythies JR (1952). Schizophrenia: A new approach. Journal of Mental Science 98:309-315.
  12. Rick Strassman, DMT: The Spirit Molecule: A Doctor’s Revolutionary Research into the Biology of Near-Death and Mystical Experiences, 320 pages, Park Street Press, 2001, ISBN 0-89281-927-8
  13. en:Gonzales v. O Centro Espirita Beneficente Uniao do Vegetal
  14. Erowid DMT Vaults : Extraction : QT's DMT Extraction GuideПроверено 5 сентября 2007.

Внешние ссылки Править

de:Dimethyltryptamin

en:Dimethyltryptamine es:Dimetiltriptamina et:Dimetüültrüptamiin fi:Dimetyylitryptamiini fr:Diméthyltryptamine he:דימתילטריפטאמין hr:Dimetiltriptamin it:Dimetiltriptamina ja:ジメチルトリプタミン lt:DMT nl:Dimethyltryptamine no:Dimetyltryptamin pl:Dimetylotryptamina pt:DMT (substância) ro:DMT sv:DMT

Также на Фэндоме

Случайная вики