Фэндом

Контроль Разума

Дежавю

2110статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Дежавю́(déjà vu — уже виденное) — психологическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определённым моментом прошлого, а относится к «прошлому вообще». Дежавю обычно сопровождается (deja prevu). Они бывают уверены в том, что способны предвидеть будущее.

Испытуемого как правило часто преследует это чувство по не известным причинам, но возможно:

  • Драйв пси-операторов
  • Пси-операторы параллельно интересуются прямо этим событием
  • Побочный эффект воздействия или какого-либо режима воздействия

Термин впервые использован французским психологом Эмилем Буараком (1851—1917) в книге L’Avenir des sciences psychiques (Психология будущего).

  • Аналогичные явления — déjà vécu («уже пережитое»), déjà entendu («уже слышанное»).
  • Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное («никогда не виденное»). Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.

Проявления дежавю и причины феномена Править

Впечатление от дежавю может быть таким сильным, что воспоминания о нём могут сохраниться на годы. Однако, как правило, человеку не удается восстановить в памяти никаких подробностей о тех событиях, о которых, как ему кажется, он помнил, когда испытывал дежавю.

Состояния дежавю сопровождается деперсонализацией: реальность становится расплывчатой и неясной. Пользуясь терминологией Фрейда, можно сказать, что наступает «дереализация» личности — как бы отрицание ею реальности. Бергсон определял дежавю как «воспоминание о настоящем»: он считал, что восприятие реальности в этот момент внезапно раздваивается и отчасти как бы переносится в прошлое.

Дежавю достаточно распространённое явление, исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние хотя бы однажды, а больные эпилепсией значительно чаще. Однако его не удаётся вызвать искусственно и каждый конкретный человек его испытывает редко. По этой причине научные исследования дежавю затруднены.

Причины явления точно не установлены, считается, что оно может быть вызвано взаимодействием процессов в областях мозга, отвечающих за память и восприятие. Существует гипотеза, что при возникновении дополнительных нейронных связей воспринимаемая информация может поступать в область памяти раньше, чем в аппарат первичного анализа. Поэтому мозг, сравнивая ситуацию, с её копией, уже поступившей в память, приходит к выводу, что это уже было.

В настоящее время разумным можно считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной подсознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, предварительно уже «обдуманную и проигранную подсознанием» во сне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю. Такое объяснение хорошо подтверждается высокой частотой появления дежавю у совершенно здоровых людей. В то же время, психиатры классифицируют дежавю как психическое расстройство, если оно проявляется чрезмерно часто.

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики