Фэндом

Хиггсовский бозон, или бозон Хиггса, (иногда говорят просто хиггс) — элементарная частица, квант поля Хиггса, с необходимостью возникающая в Стандартной Модели вследствие хиггсовского механизма спонтанного нарушения электрослабой симметрии. По построению, хиггсовский бозон является скалярной частицей, т. е. обладает нулевым спином. Постулирован Питером Хиггсом в 1960 г. (по другим данным, в 1964 г.), в рамках Стандартной Модели отвечает за массу элементарных частиц.

При минимальной реализации хиггсовского механизма должен возникать один нейтральный хиггсовский бозон; в расширенных моделях спонтанного нарушения симметрии может возникнуть несколько хиггсовских бозонов различной массы, в том числе и заряженные.

Эксперименты по поиску и оценке массы хиггсовского бозона Править

Поиски хиггсовского бозона в Европейском центре ядерных исследований на Большом электрон-позитронном коллайдере LEP (эксперимент завершён в 2001 г., энергия 104 ГэВ на каждый пучок, то есть суммарная энергия пучков в системе центра масс 208 ГэВ) не увенчались успехом: были зафиксированы три события-кандидата на детекторе ALEPH при массе 114 ГэВ, два — на DELPHI и одно — на L3. Такое количество событий приблизительно соответствовало ожидавшемуся уровню фона. Ожидается, что вопрос о его существовании прояснится окончательно после вступления в строй в 2008 году большого адронного коллайдера LHC.

В 2001 г. была проведена повторная обработка данных эксперимента D0 по определению массы t-кварка, проводившегося на синхротроне Tevatron национальной лаборатории им. Ферми, в ходе этой обработки была получена уточнённая оценка массы t-кварка, что дало переоценку верхней границы массы хиггс-бозона до 251 ГэВ (Nature, vol. 429, p. 638).

Бозон Хиггса в массовом сознании Править

В СМИ бозон Хиггса охарактеризовали как частицу Бога. Предположения, что эта частица создаёт всю массу Вселенной, вызвали страхи, что искусственное её получение может вызвать цепную реакцию непроизвольного роста массы с появлением чёрной дыры. С другой стороны, невозможность открыть этот бозон может скомпрометировать всю физику элементарных частиц.

Литература Править

Богуш А.А., Введение в калибровочную полевую теорию электрослабых взаимодействий. Изд. 2-e., УРСС, 2003, ISBN 5-354-00436-5

Также на Фэндоме

Случайная вики