Фэндом

Блочный шифр — разновидность симметричного шифра. Особенностью блочного шифра является обработка блока нескольких байт за одну итерацию (как правило 8 или 16).Блочные криптосистемы разбивают текст сообщения на отдельные блоки и затем осуществляют преобразование этих блоков с использованием ключа.

Преобразование должно использовать следующие принципы:

  • Рассеивание (diffusion) - т.е изменение любого знака открытого текста или ключа влияет на большое число знаков шифротекста, что скрывает статистические свойства открытого текста;
  • Перемешивание (confusion) - использование преобразований, затрудняющих получение статистических зависимостей между шифротектстом и открытым текстом.

К достоинствам блочных шифров относят похожесть процедур шифрования и расшифрования, которые, как правило, отличаются лишь порядком действий. Это упрощает создание устройств шифрования, так как позволяет использовать одни и те же блоки в цепях шифрования и дешифрования.

Основная идея Править

Блочный шифр состоит из двух взаимосвязанных алгоритмов: алгоритм шифрования E и алгоритм расшифрования E-1. Входными данными служат блок размером n бит и k-битный ключ. На выходе получается n-битный зашифрованный блок. Для любого фиксированного ключа функция расшифрования является обратной к функции шифрования E_K^{-1}(E_K(M))=M для любого блока M и ключа K.

Для любого ключа K, EK — перестановка набора входных блоков. Ключ выбирается из 2^n! возможных перестановок.

Размер блока n — это фиксированный параметр блочного шифра, обычно равный 64 или 128 битам, хотя некоторые шифры допускают несколько различных значений. Длина 64 бита была приемлема до середины 90-х годов, затем использовалась длина 128 бит и более. Различные схемы шифрования позволяют зашифровывать открытый текст произвольной длины. Каждая имеет определенные характеристики: вероятность ошибки, простота доступа, уязвимость к атакам. Типичными размера ключа являются 40, 56, 64, 80, 128, 192 и 256 бит. В 2006 г. 80-битный ключ способен был предотвратить атаку грубой силой.

Режимы работы блочного шифра Править

Основная статья: Режим шифрования

Простейшим режимом работы блочного шифра является ECB (Electronic CodeBook(англ.) — режим простой замены или электронной кодовой книги), где все блоки открытого текста зашифровываются независимо друг от друга. Однако, при использовании этого режима статистические свойства открытых данных частично сохраняются, так как каждому одинаковому блоку данных однозначно соответствует зашифрованный блок данных. При большом количестве данных (например, видео или звук) это может привести к утечке информации о их содержании и дать больший простор для криптоанализа. Удаление статистических зависимостей в открытом тексте возможно с помощью предварительного архивирования, но оно не решает задачу полностью, так как в файле остается служебная информация архиватора, что не всегда допустимо.

Аналогичная проблема возникает при формировании и преобразовании «хвостового» блока данных. Так как данные могут быть любой длины, а блочный шифр требует данные кратные длине блока, то «хвостовой» блок данных зачастую приходится искусственно дополнять до требуемого размера. При этом, например, заполнение хвоста одинаковыми символами облегчает атаку по известному открытому тексту.

Принципиальным решением описанных проблем является гаммирование данных и использование контекстно-зависимых режимов шифрования.

См. также Править

Ссылки Править

cs:Bloková šifra

de:Blockverschlüsselung en:Block cipher es:Cifrado por bloques fr:Chiffrement par bloc he:צופן בלוקים it:Cifratura a blocchi ja:ブロック暗号 nl:Blokvercijfering no:Blokkchiffer pl:Szyfr blokowy ro:Cifru pe blocuri simple:Block cipher uk:Блочні алгоритми шифрування vi:Mã hóa khối

Также на Фэндоме

Случайная вики