Фэндом

Альфа-ритм (α-ритм, alfa-rhythm) — ритм ЭЭГ в полосе частот от 8 до 13 Гц, средняя амплитуда 30-70 мкВ, могут однако наблюдаться высоко- и низкоамплитудные α-волны. Регистрируется у 85-95% здоровых взрослых. Лучше всего выражен в затылочных отделах. Наибольшую амплитуду α-ритм имеет в состоянии спокойного бодрствования, особенно при закрытых глазах в затемнённом помещении. Блокируется или ослабляется при повышении внимания (в особенности зрительного) или мыслительной активности.

Для этого ритма характерно возникновение спонтанных изменений амплитуды (модуляции α-ритма), выражающихся в чередующемся нарастании и снижении амплитуды волн с образованием так называемых «веретён», длительность которых чаще всего колеблется от 2 до 8 с. Различают α-активность (состоит из α-волн с длительностью от 80 до 125 мс и регистрируется в любых мозговых структурах) и α-ритм (регулярная волновая активность с частотой порядка 10 Гц, регистрируемая в затылочных областях).

Согласно Н. Винеру, Г. Уолтеру, П. В. Симонову, ритмичность и чёткая периодичность α-ритма определяют его возможную роль в сканировании и квантовании поступающей информации. По данным Л. А. Новиковой, у слепых людей с врождённой или многолетней слепотой, а также при сохранности только светоощущения α-ритм отсутствует. Исчезновение α-ритма наблюдалось в случае атрофии зрительного нерва. Новикова предположила, что α-ритм совпадает с наличием предметного зрения.

Помимо собственно α-ритма, наиболее ярко выраженного в затылочных областях, наблюдаются ещё несколько ритмов, работающих на той же, что и α-ритм частоте, но наиболее проявляющихся в других областях мозга и имеющие другую форму волн (мю-ритм, каппа-ритм, тау-ритм).

У животных активность сходная с α-ритмом показана у обезьян и кошек, описан похожий ритм и у кролика.

Резонанс Шумана наблюдается в сходном диапазоне частот.

Исследования альфа-ритма Править

Исследования альфа-ритма на предмет корреляции с различными проявлениями сознания и психики ведутся во многих биологических институтах и университетах всего мира. В частности, в России этими исследованиями занимается Группа исследования мозга человека кафедры Физиологии Человека и Животных Биологического факультета МГУ им. Ломоносова.

Считается, что усиление альфа-ритмов (в диапазоне 8-12Гц) (возникающее в трансовых и медитативных состояниях) ведёт к состоянию релаксации.
А состояние релаксации, вызванное этими ритмами, в свою очередь, улучшает восприимчивость, а также приводит к ощущению безмятежности и возникновению особого т.н. "расширенного состояния сознания".

Внешние ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики